Педагогический совет по валеологии в доу. Консультация для воспитателей "валеологическое воспитание детей дошкольного возраста" Программа по валеологии «Малыш»

Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского садика. Именно это является целью валеологии.

Валеологическое воспитание в детском саду

Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним. Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:

  • занятия физкультурой;
  • воспитание у малышей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
  • ознакомление с правилами рационального питания;
  • закаливание детей;
  • выработку навыков личной гигиены;
  • профилактика и устранение вредных привычек;
  • своевременное обращение за медицинской помощью.

Понятно, что развитие в ребенке валеологических умений и навыков требует наличия соответствующих условий. Для детей дошкольного возраста важно использовать наглядные пособия, создавать валеологические уголки («Уголок здоровья»), в которых, например, будут представлены правила ухода за ротовой полостью и зубами, волосами, кожей и руками в виде рисунков. Там же можно использовать схемы, иллюстрирующие устройство организма человека, а также комплекс упражнений.

Ежедневно в детском саду воспитатели проводят физкультурные минутки на свежем воздухе или в спортзале, организовываются прогулки на свежем воздухе и подвижные игры. В группах поддерживается оптимальный температурный режим благодаря частому проветриванию.

Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго к ней отношения, что является главной задачей эколого-валеологического воспитания. Воспитатели проводят в группе занятия, нацеленные на донесение до детей того, чем они отличаются от животных и от других людей. Это могут быть темы «Мы – семья», «Кто я?», «Я росту», «Я – мальчик», «Я – девочка», «Маленькие и взрослые люди» и другие. Малыши знакомятся с частями своего тела, органами чувств, с их значением и уходом за ними. Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Дом», «Дочки-матери»).

Так же используются разнообразные занятия в виде викторин (например, «Где живет витаминка?», «Что любит наше сердце?»), игр (например, «Полезное – вредное», в ходе которой дети называют вредный или полезный продукт, муляж которого демонстрирует воспитатель).

Роль родителей в воспитании валеологической культуры дошкольников

Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Во-первых, на детсадовских собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?»).

В целом, основы здоровья закладываются с самого раннего возраста. Поэтому воспитателям и родителям необходимо приложить совместные усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.

Тема года: "Из чего я состою"

Цель года:

  • Дать элементарные представления детям о своём организме;
  • Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: развитие навыков личной гигиены; формирование элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности;
  • Создать условия для обеспечения физического и психического благополучия.
ЗАНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь: Тема: "Какой я?"

Тема: "Части тела"

На кого я похож? Чем отличаюсь от других? Что люблю? Чем хочу заниматься?

Из чего я состою? Почему я двигаюсь? Какие бывают люди?

Октябрь: Тема: "Сердце"

Тема: "Нервная система "

Как работает сердце? Что такое кровь?

Как почувствовать свое сердце? Тренировка сердца.

Что такое нервная система? Деятельность мозга. Тренировка памяти, внимания, восприятия.

Ноябрь: Тема: "Глаза"

Тема: "Слух"

Какие у меня глаза? Для чего они служат? На что я люблю смотреть? Гимнастика для глаз.

Какие у меня уши? Зачем они нужны? Что я люблю слушать? Тренировка слуха. Игра "Четыре стихии".

Декабрь: Тема: "Обоняние"

Тема: "Кожа"

Какой у меня нос? Зачем он нужен? Приятные и неприятные запахи.

Какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему бывает холодно или жарко? Закаливание. Как развивать чувствительность кожи. Игра "Ящик ощущений".

Январь: Тема: "Дыхание"

Тема: "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю? Дыхательные упражнения.

Почему вреден табачный дым?

Февраль: Тема: "Зубы"

Тема: "Питание"

Для чего служат зубы? Что я люблю жевать? Как нужно пережевывать пищу? Чистка зубов. Игра "Как беречь зубы".

Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости. Игра "Полезная и вредная еда".

Март: Тема: "Настроение"

Тема: "Витамины наша сила"

Когда я расстраиваюсь и плачу? Когда радуюсь и веселюсь? Как научиться терпеть? Упражнения для мышц лица.

Что необходимо для здоровья нашему организму? Какие бывают витамины? Полезная пища.

Апрель: Тема: "Мышцы"

Тема: "Опора и двигатели нашего организма"

Как я передвигаюсь? Мышцы, кости и суставы. Как стать сильным и ловким? Физические упражнения.

Скелет и мышечные системы организма. Тренировка своей мускулатуры. Правила первой помощи при повреждении.

Май: Тема: "Мозг"

Тема: "Сон"

О чем я люблю думать? Как научиться хорошо говорить? Упражнения для языка. Тренировка памяти и ума.

Как я сплю? Зачем мне сон? Какое у меня поведение, когда не высплюсь? Что надо и чего не надо делать перед сном?

Познавательные беседы с детьми 5-6 лет

Части тела

Цель. Познакомить детей с различными функциями частей тела.

Человеческое тело состоит из различных частей. Все эти части тела выполняют различные функции.

На голове, самой верхней части тела, растут волосы. Они защищают нашу голову, сохраняют в тепле зимой и предохраняют от жара летнего солнца. Голова присоединена при помощи шеи к туловищу, средней части тела. Еще у нас есть две руки и две ноги, они тоже соединены с туловищем. Руки и ноги по-другому называются конечностями. Нога заканчивается ступнёй. Наши ступни устроены так, что мы с лёгкостью можем стоять и ходить, опираясь на них. Руки сгибаются и растягиваются. Мы берём ими предметы и удерживаем их кистями рук.

Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Тело приспосабливается к существованию в различных обстоятельствах. Но иногда оно бывает не в состоянии адаптироваться.

Человеческое тело имеет разную форму. Люди бывают худые и толстые, высокие и низкие. Если человек большой и толстый или очень высокого роста, это не всегда хорошо, потому что главное в человеке не рост и вес, а здоровье его организма.

Цель. Познакомить детей с понятием - кожа, формировать представления о её значении.

Кожа - это оболочка, которая покрывает все тело, она может быть толще или тоньше в разных его частях. Кожа защищает органы внутри нас, её структура упругая, но иногда мы повреждаем ее. На повреждённой коже остаются следы. Эти следы называются по-разному, в зависимости от того, как они были получены. Это может быть мозоль, волдырь, кровоподтёк, синяк, ссадина. Все они выглядят по-разному.

Если мы посмотрим на кожу в увеличительное стекло, то увидим, что она не гладкая. На ней есть бугорки и маленькие дырочки - поры. Через них кожа иногда выделяет пот. Из дырочек растут волосы.

Каждый человек обладает своим особенным и неповторимым рисунком отпечатков пальцев. С помощью кожи, в особенности на ладонях рук мы распознаём всё, до чего дотрагиваемся.

Кожа не всегда сохраняет один цвет. Коричневое пигментное вещество - меланин - оберегает кожу от солнечных лучей. В черной коже содержится больше меланина, чем в белой. Веснушки и родинки - это скопление меланина в коже. Веснушки появляются и исчезают, а родинки сохраняются постоянно.

Иногда наша кожа меняет цвет. Мы обычно бледнеем, если пугаемся, и краснеем, если смущаемся. Солнечные лучи могут обжечь кожу. Тогда она становится красной и шелушится.

Цель. Познакомить детей со строением уха.

Мы все время слышим различные звуки. Они сообщают нам об окружающем нас мире. Звуки - это вибрации в воздухе. Мы их не видим, но можем слышать благодаря своим ушам.

Мы видим только наружную часть уха. Остальная его часть находится внутри головы, а то, что мы видим снаружи, называется ушной раковиной. Её назначение собирать окружающие звуки и направлять их в слуховой проход к барабанной перепонке. Звуки заставляют её вибрировать. Это вызывает вибрацию трёх крошечных косточек. Нервы передают сигнал мозгу. Так мы слышим.

Некоторые люди не очень хорошо слышат. Люди, которые плохо слышат, называются глухими. Помогает им слышать - слуховой аппарат. Это маленький механизм, который укрепляется в ухе и способен усиливать звуки.

Цель. Дать элементарные сведения о работе лёгких.

Для жизни нам необходим воздух, содержащий кислород. Из воздуха, который мы вдыхаем, легкие получают кислород. Они же выдыхают использованный воздух. Кровь поглощает из легких кислород и разносит его по всему телу.

Легкие работают очень напряженно. При дыхании мы делаем вдох и выдох. Вдох - это то, что мы делаем, когда вдыхаем. Наполняясь воздухом, лёгкие расширяются. Выдох - это то, что мы делаем, когда выдыхаем. Легкие снова становятся меньше, выпуская воздух. Ежедневно мы делаем двадцать три тысячи вдохов! Очень полезно для нас упражнения на свежем воздухе.

Под водой нет воздуха, поэтому там нельзя оставаться без трубки или баллонов с воздухом. Ведь большинство из нас вдыхает, по крайней мере, 20 раз в минуту.

Цель. Сформировать у детей представление о строение и назначение зубов, систематическом уходе за ними.

У каждого человека 32 зуба. Зуб окружает десна. Снаружи зуб покрыт твёрдым слоем эмали. У него есть свой корень, он закрепляет зуб. Зубы нужны нам для того, чтобы откусывать пищу и пережевывать. Наши зубы обладают различной формой и предназначены для различных целей. Острые резцы находятся спереди и служат для откусывания пищи. Заострённые клыки по сторонам отрывают её. Большие коренные зубы сзади измельчают её.

Зубы крепко сидят во рту, но мы можем их лишиться. Когда детям исполняется около шести лет, молочные зубы начинают шататься и выпадать. Вместо них вырастают зубы большего размера. Зубы и дёсны нужно содержать в чистоте. Если мы не будем чистить зубы, они испортятся. Зубы нужно чистить около трёх минут и показываться доктору не менее двух раз в год. Помните: красивые зубы - красивая улыбка!

Тематическое планирование по валеологии для работы с детьми 6-7 лет

Тема года: " Мой организм"

Цель года:

1. Продолжить формировать представления о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии;

2. Учить применять на практике полученные знания; способствовать совершенствованию умений и навыков;

3. Воспитывать привычку думать и заботиться о своём здоровье.

ЗАНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь: Тема: "Организм. Что это?" Понятие "Мой организм"

Беседа "Что у меня внутри"

Игра "Составь из частей"

Рисование "Человек"

Октябрь: Тема: "Значение сердца для всего организма" 1. Рассматривание таблиц и муляжей.

2. Беседа "Как обращается кровь"

3. Игра "Почувствуй своё сердце"

Ноябрь: Тема: "Скелет - основа организма" 1.Рассматривание модели скелета.

2. Беседа "Кости, мышцы и суставы"

3. Конструирование и лепка тела человека (проволока и глина)

Декабрь: Тема: "Как мы видим" Беседа "Роль зрения в жизни человека"

Опыт "Определение реакции зрачков на различное освещение"

Схематическое изображение глаза

Опыт "Слепое пятно"

Январь: Тема: "Зачем человеку слух?" 1.Беседа "Зачем человеку слух?"

2. Строение уха - рассматривание схемы

3.Рассказ воспитателя "Развитие слуха у животных и человека"

Февраль: Тема: "Вкус и запах" Беседа "Зачем человеку язык?"

Игра "Узнай на вкус"

Игра "Узнай по запаху"

Рисование "Нарисуй запах"

Март: Тема: "Наши органы чувств" Беседа "Наши органы чувств"

Игра "Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?

Коллективное рисование " Как мы чувствуем"

Апрель: Тема: "Полезный рацион питания. Витамины" Беседа "Для чего человеку нужна пища?"

Рассматривание схемы "В каких продуктах больше всего витаминов"

Игра "Пищевое лото"

Май: Тема: "Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны" 1.Рассказ воспитателя "Микробы в нашем организме"

2.Игра "Хорошо-плохо"

3.Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов

Познавательные беседы с детьми 6-7лет

Что у меня внутри?

Цель. Познакомить со строением человеческого тела. Формировать познавательный интерес к своему телу, организму.

Наше тело - это сложный механизм, состоящий из костей, мышц, нервов, крови, органов и большого количества воды.

Органы - это нежные части тела, которые находятся внутри тебя. Органами называются мозг, легкие, печень, сердце, поджелудочная железа, почки, желудок и кишечник. Все вместе они заставляют тело работать должным образом.

Каждый орган выполняет свою особенную функцию. Все органы разной формы, но они очень тесно связаны между собой. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их. Другие органы расположены в туловище, важнейшей части тела. Мы дышим лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Они снабжают организм воздухом. Печень и поджелудочная железа помогают нам переваривать пищу. Желудок расположен в средней части туловища. В него поступает пища, там она превращается в подобие каши и через печень проходит в кишечник. Из кишечника жидкая пища попадает в кровь. При этом полезные вещества остаются в организме, а то, что ему не нужно, выходит наружу. Сердце - самый главный орган. С каждым ударом сердце отправляет кровь в "путешествие" по всему организму, чтобы снабдить его кислородом.

Для чего человеку нужна пища?

Цель. Сформировать у детей представление о том, что пища необходима для жизни человека.

Пища должна давать нашему организму всё необходимое для сохранения работоспособности. Правильный приём пищи называется рационом. Существует четыре основные пищевые группы, это протеины, углеводы, жиры и клетчатка.

Продукты, богатые протеинами, такие как мясо, яйца и фасоль, помогают организму оставаться сильным. Углеводы - хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией. Жиры - масло, молоко, сыр и растительные жиры - сохраняют энергию организма, чтобы использовать её позже. Нашему организму необходима пища из всех четырёх групп и вода для питья. В пище должны присутствовать витамины, которые больше всего содержатся в овощах и фруктах.

Питание дает нашему организму жизненную энергию. Люди едят разнообразную пищу, но она перерабатывается в организме одним и тем же способом. После того как ты пережевал пищу, она попадает через пищевод в желудок и затем - в кишечник. В результате содержащиеся в пище полезные вещества попадают в кровь. Это называется пищеварением.

В различных уголках мира люди едят разнообразную пищу. Любая еда предоставляет организму необходимую для жизни энергию.

Зачем человеку язык?

Цель. Сформировать у детей представление о назначении языка.

У нас во рту живёт очень строгий охранник. Это - язык. Он охраняет вход в пищеварительный тоннель. Язык помогает жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать её, глотать. С его помощью мы различаем вкусы. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками, которые помогают нам определять вкус различных продуктов. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка и рта. Кончик языка определяет преимущественно сладкое. Боковые стороны языка чувствуют солёное и кислое. Задняя зона языка различает в основном горькое.

Язык также различает горячее, холодное и боль. Он помогает петь, говорить, смеяться.

Кости, мышцы и суставы

Цель. Дать детям представление о том, что всё в организме взаимосвязано.

В нашем теле находится около 200 костей. Все они соединены вместе, образуя скелет. Без них человек был бы простой горкой мяса. Кости поддерживают тело и придают ему форму. Они оберегают от повреждений нежные органы, которые находятся внутри тела.

Места соединения костей называются суставами. Большинство костей в суставе подвижны. Некоторые кости двигаются вперёд и назад, как на шарнире. Другие суставы называются шаровидными. Благодаря им кости могут двигаться во всех направлениях. Внутри сустава есть жидкость, которая их смазывает и облегчает движение. Кости очень крепкие, но иногда они ломаются.

Мы можем двигаться потому, что кости прикреплены к мышцам. У каждого сустава есть две мышцы, которые работают по очереди. Если мышцы перегружены, то в них образуются отравляющие вещества, из - за чего мы ощущаем усталость.

Сердце - это тоже мышца только другого типа. Она работает не останавливаясь, в течение всей человеческой жизни.

Как обращается кровь

Цель. Дать знания детям о роли сердца в процессе кровообращения.

Наше сердце - это насос. Оно закачивает кровь через одну трубку и всасывает её через другую. Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам - сосудам. Сосуды называемые артериями, уносят кровь от сердца. Когда кровь забирает кислород из лёгких она красного цвета. Использованная кровь возвращается к сердцу по другим сосудам, которые называются венами. Она уже тёмно-красная на вид, так как отдала кислород.

Кровь несёт организму кислород из воздуха, который мы вдыхаем, и полезные компоненты из пищи, которую мы едим. Еще кровь борется с микробами.

Сердце должно быть очень сильным, чтобы посылать кровь в каждую клетку организма. Кровь бежит по всему нашему телу с головы до ног без остановки, не забывая и про внутренние органы: печень, желудок, лёгкие. Полный оборот крови в нашем организме происходит за 23 секунды.

В вашем теле около трёх литров крови, а у взрослого человека - пять литров.

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей детского сада:
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. С у х о м л и н с к и й

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а % также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.
Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.
Валеологическая концепция физкультурного образования основана на следующих принципах:
- единства валеологической и физкультурной деятельности;
- непрерывности и преемственности;
- единства индивидуализации и дифференциации;
- целеполагающего подхода к инновационной валеологической деятельности.

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Валеология как наука возникла не так давно, "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.
Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
По словам Б. Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
формирование личности ребенка;
воспитание привычек личной гигиены;
закаливание ребенка и его двигательная активность;
профилактика и устранения вредных привычек;
осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Список литературы
1.Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995.

2.Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999.

3.Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

4.Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

В отличие от медицины, в центре внимания которой находится, прежде всего, больной человек и способы его лечения, в сфере интересов валеологии – человек здоровый, желающий своё бодрое и жизнерадостное состояние сохранить. Учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к питанию и двигательной активности – в этом состоит главный смысл всех занятий, конспекты которых изложены в данном тематическом разделе.

Посмотрите, как Ваши коллеги постарались заинтересовать своих подопечных ценностями здорового образа жизни и привить им основы здоровьесбережения.

Энциклопедия занятий по основам валеологической культуры

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1056 .
Все разделы | Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки

Конспект ООД по валеологии в подготовительной группе «Зачем нам нос?» Программное содержание. - Дать детям представления об органах дыхания – о функциях носа, особенностях его строения, отметить важное значение носа для человека. - Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними. Закрепить правила...

Загадки по валеологии 1.He часы, а тикает, Не мотор, а работает, Не насос, а качает. (Сердце) 2.Он вокруг нас незаметен, Он невидим, невесом, Хоть без запаха и цвета, но он каждому знаком. Без него пропала б жизнь На планете нашей. Кто ответит : без чего Жить не сможет каждый? (кислород) 3.Как...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Цикл консультаций для родителей «Валеологическое воспитание в условиях семьи»

Публикация «Цикл консультаций для родителей «Валеологическое воспитание в...» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА цикл консультаций для родителей ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Составила: воспитатель первой категории МДОУ д/с № 10 Н.В. Лягаева МАГНИТОГОРСК, ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОМАШНИХ УЛОВИЯХ...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по валеологии с использованием упражнений на развитие слухового внимания «Умное ухо» для подготовительной группы. Подготовила: Воспитатель МАДОУ № 104 первой квалификационной категории Шпарвассер Е.В Цель: - формировать элементарные представление детей об...

Конспект НОД по валеологии «Чтобы быть здоровым» в младшей группе КОНСПЕКТ НОД по валеологии «Чтобы быть здоровым» в младшей группе Цель: 1. Формировать у детей понятие «здоровье», «болезнь». 2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Закрепить знание детьми последовательности правил мытья рук. 3. Побуждать детей соотносить ситуацию,...

Современные требование личного развития подрастающего человека, его нравственное, физическое, психическое здоровье определило направленность данного пособия. Макет «Тело человека» можно использовать в познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности. Цель:...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект игры-занятия по валеологии «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Программное содержание: Образовательные задачи: 1.Дать детям представления о составляющих здорового способа жизни, о том, как человек заботится о своем здоровье. 2. Формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей...

Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» Материально-технические и медико-санитарные условия в ДОУ должны обеспечивать необходимый уровень охраны здоровья детей, управление им, физическое и нервно-психическое развитие дошкольников. Валеологическая служба позволяет привлечь к...

Альбина Валерьевна Туманина
Валеология для дошкольников

По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

В настоящее время принято выделять компоненты здоровья :

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – это состояние психической сферы. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностной сферы, основу которой определяет система жизненных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека, связано с общечеловеческими принципами добра, любви и красоты.

Каждый из нас ведет свой образ жизни. Образ жизни – это определенный тип жизнедеятельности человека, характеризующийся трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Валеология – новая интегративная область знаний о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.

Термин «валеология » предложен И. И. Брехманом (1980г) для обозначения науки о здоровье. Дошкольный период детства – это основной период в жизни человека, и от того, насколько будет сформировано здоровье ребенка-дошкольника , зависит многое.

Проблема развития детей дошкольного возраста и сохранения их здоровья является одним из актуальных направлений социально-реабилитационной педагогической деятельности в социальных учреждениях круглосуточного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Для того, чтобы здоровый образ жизни стал нормой, необходимо готовить детей к восприятию элементарных валеологических знаний .

В наше время детям необходима система знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения, месте человека в мире природы и взаимодействии его с окружающей средой.

Многие из нас задумываются над тем, почему же в относительно молодом возрасте мы страдаем от стольких заболеваний? Ответ прост : мы не сумели сохранить свое здоровье. После изучения литературы и в ходе работы над этой темой я пришла к некоторым выводам. Если ребенка с детских лет учить беречь свое здоровье, то будучи взрослым, он избежит многих бед. Сотрудничество социальных педагогов и специалистов центра, я уверена. даст высокие результаты.

Основная цель моей работы : формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

Задачи :

1. Формирование представлений о строении тела человека и функциях основных органов и систем.

2. Формирование элементарных гигиенических умений и навыков.

3. Развитие представлений о взаимосвязи здоровья и окружающей среды.

4. Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие манеры) .

5. Этика и культура поведения.

После проведения первых занятий по валеологии я поняла : тема удачная, работу нужно продолжать. Дети с интересом восприняли игры, игровые ситуации, сами занятия.

Темы занятий по валеологии в старшей группе :

1. Надо, надо умываться…

1.1. О микробах.

1.2. Закаляйся.

2. Наши помощники (о жизненно важных органах) .

2.1. Глаза – окно в мир.

2.2. Чтобы глаза не уставали.

2.3. Кто слушает, тот и понимает (об органах слуха) .

2.4. Язык – орган вкуса.

2.5. О разных запахах.

3.1. Учимся правильно чистить зубы.

4. Чем мы питаемся.

4.1. Полезные и неполезные продукты.

4.2. Самый полезный и вкусный десерт.

4.3. Садимся за стол (как правильно вести себя за столом) .

Дидактические игры, используемые в ходе занятий :

1.»Отгадай, какой вкус»

Знакомство с зонами языка, ощущающими разный вкус.

2.»Здоровый зубок»

О том, что полезно и что вредно для зубов.

3.»Давайте улыбаться»

Первые сведения об эмоциях и событиях, их вызывающих.

4. Схемы-загадки.

Публикации по теме:

Безопасность дошкольников Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу.

Формирование самостоятельности у дошкольников Самостоятельность-это важнейшее качество человека, развитие которого начинается достаточно рано. Порой взрослым кажется, что малышу самостоятельность.

В нашей группе прошла неделя, посвященная Дню Космонавтики. Чтобы сформировать познавательный интерес к теме космоса и истории космонавтики.

«Зелёный огонёк»Ст. воспитатель: Т. И. Муратова. Музыкальный руководитель: Н. Н. Ефременко Цель: подводить детей к осознанию необходимости.

Психокоррекция тревожности у дошкольников Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детских страхов и тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет.

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой. «Прогулки по Москве для дошкольников» (1 часть) Более 15 лет работала по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрала и разработала рекомендации для родителей.