Игры для детей из мешочка. Чудесный мешочек - дидактическая игра. Цель игры «Чудесный мешочек»

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Волшебный мешочек

Волшебный мешочек

Для игры приготовьте шарик, кубик, кирпичик, призму, брусок и мешочек из яркой ткани. Продерните резинку в мешочек, чтобы ребенок не мог заглянуть в него в момент, когда нащупывает там предмет. Положите все предметы в мешок. Покажите его ребенку и попросите вставить внутрь мешка правую руку. Пусть малыш нащупает в мешочке одну из фигур, назовет ее и лишь после этого достанет.

При повторении игры поручите ребенку поискать на ощупь конкретный предмет, например шарик или кирпичик.

В следующий раз вместе с ребенком сложите в волшебный мешочек игрушки, фрукты или какие-либо другие отличные по форме предметы. Попросите малыша определить каждый из них на ощупь.

Игра поможет научить ребенка определять предметы на ощупь, искать таким образом заданные предметы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет автора Ганошенко Наталья Ивановна

«Волшебный цветок» Для занятия понадобятся небольшая ширма и искусственные цветы.Воспитатель прячет за ширмой цветок и говорит детям: «За этой ширмой растет волшебный цветочек. Пока он очень маленький, поэтому его не видно. Этот цветочек любит слушать музыку и начинает

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Задание 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» В мешочке лежат различные предметы: деревянные, металлические, резиновые, меховые, бумажные и др. (7–8 шт.).Ребенок, ощупывая предмет, говорит, из чего он сделан, и достает его из мешочка, чтобы убедиться в правильности

Из книги Сплошное волшебство автора Зинченко Елена Васильевна

Волшебный колокольчик домовёнка Фили Домовёнок Филя был очень рассержен на Юлю. Ведь именно из-за неё он вот уже который день вынужден напряжённо следить за порядком в доме. Разумеется – поддержание порядка и забота о благополучии хозяев – это прямая обязанность

Из книги Успеть сделать, пока ребенок не вырос. Приключения, игры, опыты автора Ризо Елена Александровна

Сказочная повесть об одной Ябеде. Волшебный рисунок Колючий комочек подкатывал к горлу, а на глаза наворачивались слёзы. Это были слёзы обиды. Нет, не о такой младшей сестрёнке мечтала Любаша. Девочка отлично помнит то ощущение праздника и счастья, которое она

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Волшебный шарик Если вы решите устроить выступление фокусника прямо у себя дома, этот опыт может стать гвоздем программы. ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: воздушный шарик из мягкого материала (проверьте заранее, чтобы шарик надувался легко и без проблем); сода, вода,

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

Уважение: волшебный ключик к двери в мир новорожденного Я часто слышу от клиентов: «Трейси, в ваших устах все кажется таким простым». Дело в том, что для меня это действительно просто, поскольку я устанавливаю с младенцами связь. Я отношусь к ним точно так же, как к любому

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Глава 2 Волшебный ПАСС Ешь, когда хочешь есть. Пей, когда хочешь пить. Спи, когда устал. Буддийская мудрость Мне подумалось, что она была бы счастливее, если бы с самого начала ее жизнь пошла по заведенному распорядку. И потом я видела, как это помогает ребенку моей

Из книги автора

Из книги автора

Волшебный мешочек Положите в непрозрачный мешок 8–10 предметов, знакомых ребенку (свисток, куклу, резиновую игрушку, ключи, шахматную фигуру, расческу и т. д.). Завяжите ему глаза, попросите вытащить один предмет и на ощупь определить, что это такое. Когда малыш освоит это

Придумываем сказку с помощью предметных картинок

Опубликованная игра будет полезна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Совместное творчество по созданию сказки сблизит взрослых и детей, даст новый импульс для развития у детей воображения, фантазий. Сочинив сказку, детям можно предложить заняться и продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Весело пройдет время у детей во время создания персонажей, например из бумаги, только что придуманной сказки.
Цель: организовать условие в игре для развития импровизированной речи у детей.
Задачи:
Познавательные:
Учить детей придумывать новый поворот сюжета сказки с помощью карточек;
Обучать детей делать описательные характеристики предметов, изображенных на карточках;
Закрепить названия разных предметов;
Закрепить классификацию предметов по назначению.
Развивающие:
Развивать речевой аппарат детей;
Развивать фантазию и воображение у детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей наблюдательность;
Воспитывать активность в совместном речевом творчестве.

Наборы карточек
(набор карточек создается по усмотрению педагога, учитывая примерную тематику будущей сказки, картинки он может нарисовать сам или скачать с интернета)
1. Цветы: василек, колокольчик, одуванчик, подсолнух, ромашка
2. Деревья: береза, дуб, ель, ива, рябина, яблоня
3. Фрукты: арбуз, банан, виноград, груша, лимон, яблоко
4. Овощи: капуста, картофель, лук, морковь, редис, репа
5. Посуда: кастрюля, ложка, миска, сковородка, терка, чайник
6. Одежда: носки, пальто, рубашка, тапочки, шляпа, шорты
7. Здания: башня кремля, городок, дворец, дом, избушка, теремок
8. Мебель: диван, кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф
9. Канцтовары: карандаш, линейка, резинка стирательная, ручка, скрепка, тетрадь
10. Природные явления: ветер, град, гроза, дождь, облака, радуга, снег, солнце
11. Жизненные ситуации: воровство, покинуть дом, праздновать, рождение ребенка, свадьба, радость.
12. Взаимоотношения: враги, дружба, игра, любовь, семья, ссора
13. Сказочные герои: доктор Айболит, Карлсон, Чипполино, злая колдунья, Кощей бессмертный, Карабас Барабас
14. Волшебные атрибуты сказок: сапоги скороходы, зеркальце, золотой ключик, волшебная палочка, горшочек каши, клубок.
15. Действия: бежать, вешать белье, готовить, есть, играть, кататься на коньках, плыть, подметать, смотреть телевизор, спать, читать


Методика проведения игры с карточками из «волшебного мешочка»
*На первом этапе работы с карточками необходимо их рассмотреть. Побеседовать о том, что на них нарисовано. Потренироваться в составлении описательных характеристик каждого нарисованного на карточках предмета. Поиграть в разные настольные игры с данными карточками, например:
1. «Съедобно – не съедобно». Детям показывают карточку, и они отвечают, это съедобный предмет, или нет.
2. «Свари борщ»; «Обставь квартиру мебелью» Дети из ряда карточек выбираю те, где нарисованы продукты и предметы, необходимые для варки борща или для мебелирования квартиры.
3. «Мы идем в турпоход». Детям раздают по несколько карточек с разными предметами. И по очереди они выкладывают карточки с нужным для похода предметом, кратко описывая его назначение.
4. «Вы поедете на бал?» Дети, имея на руках карточки с картинками разной классификации, по очереди выкладывают карточки, где нарисован предмет традиционно нужный для бала, например платье бальное, туфли, корона и т.д. А если нет такого типа карточки на руках у ребенка, то он, выставив любую имеющуюся карточку должен доказать, что этот предмет просто необходим на балу. Досталась карточка с письменными принадлежностями. Ребенок может предположить, что тетрадь и ручка необходимы для записи количества улыбок принца, или речей гостей. Другой пример: карточка с картинкой шкафа. Ребенок может придумать, что на балу без собственного шкафа просто не вежливо появляться. Ведь, чтобы покорить принца надо на каждый танец надевать новое платье. И т.д.
5. «Шерлок Холмс». Дети достают из мешочка сразу 3 карточки на ощупь. Например: вышли три карты с изображениями сковороды, ковра и березы. Что тут можно сказать о послании Шерлоку Холмсу? Ребенку необходимо вспомнить реальные и сказочные назначения выбранных предметов, а затем импровизировать ситуацию. «Баба Яга прилегла на ковре под березой отдохнуть, а тут, пошел дождь с градом, и ей ничего не оставалось другого, как прикрыться сковородой». Затем другой ребенок, на эти же карточки придумывает другую версию ситуации. «Это колобок закопал сковородку под березой, так как не хотел, чтобы его на ней разогревали, а потом улетел от дедушки и бабушки на ковре самолете». Третий ребенок может рассказать, что туристы приехали отдохнуть на полянку, но проголодались, срубили березу, разожгли костер, пожарили сосиски на сковородке и на ковре сели пообедать». И т.д. Как все выскажутся, то опять достают еще 3 карточки и по очереди сочиняют мини сюжеты. Педагог обращает внимание, чтобы дети отвечали на вопросы полными, развернутыми предложениями.

*Использование «Волшебного мешочка» с карточками в момент совместного сочинительства сказок. Педагог начинает сказку, например, так: «Жил-был заяц». У детей спрашивают: «Что он больше всего любил?» Из мешка ребенок достает карточку с изображением кастрюли и продолжает: «Он очень любил, когда мама готовила в белой с голубыми цветочками кастрюле винегрет. Значит, в гости придет лучший друг медвежонок». Следующий ребенок из мешочка достает карточку с изображением шкафа и продолжает сказку: «Захотел зайчик нарядиться, к приходу медвежонка, открыл шкаф, стал на полке искать новую футболку, а так как полка, была слишком высокая, зайчику пришлось запрыгнуть на нее. А в это время ветер дунул в окно, и от сквозняка дверь шкафа закрылась, и зайчик оказался запертым». Дальнейшее развитие событий подскажет следующая карточка или предмет из «Волшебного мешочка».
*Подбором карточек по смыслу можно выкладывать на чистом листе бумаги сначала предложения, а затем и целые рассказы, добавляя некоторое количество пентаграмм. Например, выкладывают карточки: «зайчика» и «ромашки», а ребенок рисует на подготовленном листочке по форме карточки пентаграмму «нос». Получается предложение: «Зайчик нюхает ромашку».
*Имея карточки и зная первую букву каждого предмета, можно выкладывать буквы, слоги, слова. Например: карточки с изображениями яблока, шкафа арбуза шифруют имя – Яша. При отсутствии карточки с картинкой предмета с нужной буквой, ее можно просто написать карандашом. Выкладывая карточки, специально пропуская буквы, детям предлагается отгадать, что за слово у нас.
*В зависимости от задуманной деятельности в мешочек закладывают определенное количество тематических карточек. Базу карточек педагогу необходимо постоянно пополнять.

После многолетнего изучения деятельности мозга и психики у детей, учёные пришли к выводу, что огромное значение в развитии ребёнка играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук напрямую зависит уровень развития детской речи. Поэтому учёные настоятельно рекомендуют стимулировать и развивать речь ребёнка путём постоянных тренировок для пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного- на печень, почки, мизинца на сердце.

Развитие мелкой моторики поможет ребёнку улучшить мышечную, зрительную, нервную и костную системы. Очень полезны для этого игры с крупами. Для них подойдут как более мелкие перловка и пшено, так и горох, фасоль разных видов. Играть можно с самого раннего возраста-как только малыш научится сидеть. Но ребёнок должен быть под присмотром взрослых чтобы не съел и не засунул себе в нос мелкие предметы.

Игры с крупами - это один из самых интересных занятий. Способствуют усидчивости малыша и внимательности, воображению и фантазии.

Что это звучит?

Вам понадобятся несколько непрозрачных пустых баночек и разные виды круп. Баночки можно украсить яркой клеящей бумагой. Насыпьте по банкам по паре столовых ложек разных круп: сухой горох, фасоль, манку, гречку. Потрясите с малышом поочередно баночки и на слух определяйте что в какой баночке находится. Для маленьких деток начинать можно с двух баночек, а вот деткам постарше уже можно будет дать четыре баночки и больше.

Найди лягушонка.

Вам понадобиться стакан крупы и маленькая игрушечка лягушонка. Насыпьте в глубокую миску и закопайте в нее игрушку. Попросите ребенка найти игрушку в крупе сначала левой, а потом правой ручкой.

Покорми птичку и мышку.

Вам потребуются по щепотке сухого гороха, фасоли (можно выбрать и другие крупы, главное чтобы у них отличалась структура). В плоскую тарелочку насыпьте понемногу крупинок (штучек по двадцать) каждого вида. Попросите ребенка распределить крупы по пустым емкостям. При сортировке ребёнку будет по душе накормить птичку горохом, мышку фасолью.

Рисование в крупе.

Вам понадобится стакан манки и поднос. Ровным слоем распределите крупу на подносе. Покажите малышу, что можно рисовать по крупе пальчиками. Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями, и у вас снова «чистый холст».

Чудо-мешочки.

Для такой игрушки понадобятся небольшие яркие мешочки 5-6 шт. В каждый мешочек нужно положить различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой, текстурой: мелкие (пшено), средние (гречка) и крупные (фасоль, горох). Попросить ребёнка выбрать мелкие крупинки, крупные, ощупывая каждый мешочек.

Узнай по форме.

Для этой игры нужен небольшой поддон в него засыпаем фасоль, закопаем шарики и кубики. Просим малыша выбрать сначала шарики, затем кубики.

Обыкновенные крупы могут быть полезны не только в еде, но и для развития моторики рук, пальцев. Придумывайте различные инсценировки, меняйте правила, добавляйте новые игровые элементы.

Надеюсь, вашим малышам понравятся игры с крупами. Успехов вам с малышом в вашем творчестве!


В процессе образования детей можно использовать очень простую дидактическую игру – «Чудесный мешочек». В чем конкретно она заключается, и когда ее проводить целесообразнее, вы узнаете из этой статьи.

Цель игры «Чудесный мешочек»

В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Необходимый инвентарь для игр
  1. Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.
  2. Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Описание игры «Чудесный мешочек»

Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

Данная игра подходит для детей, начиная с 3-х летнего возраста, когда они уже могут говорить и назвать хотя бы одним словом предмет. Ограничений по возрасту у нее нет, так усложняя правила проведения, ее можно использовать даже в старших классах школы.

С детьми раннего и дошкольного возраста важно проводить целенаправленную работу по формированию тактильно-двигательного восприятия. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Развитию тактильно-двигательного восприятия у детей способствует дидактическая игра «Чудесный мешочек». Эту игру широко применяют в своей практике педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели. Тайна, скрытая в чудесном мешочке, вызывает интерес, любопытство и любознательность у ребёнка, а значит, мотивирует его к познанию. Существует несколько вариантов игры.

Первый вариант . Для игры понадобятся несколько игрушек по количеству играющих. Сначала дети играют в них, а через некоторое время взрослый показывает «чудесный мешочек» и говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает детям положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, встряхивает мешочек и просит ребёнка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек.

Если ребёнок правильно выбрал игрушку, ощупав её одной рукой, он называет её сам или с помощью взрослого. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый кладёт её обратно в мешочек и достаёт нужную. На этом этапе важно научить малыша правильно ощупывать игрушку, показать, как передвигать пальцы, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребёнок.

Второй вариант . Для игры необходимы парные предметы, например, два мяча, две куклы , две игрушечные тарелки, два утёнка. Взрослый берёт пару предметов, рассматривает их с детьми, называет их, обращая внимание на то, что предметы одинаковые. А затем опускает один из них в мешочек. То же и с другой парой предметов. Остальные предметы накрывает салфеткой.

Тактильное восприятие важно при определении температуры и веса предметов, а также при овладении навыками ручного труда. При выполнении многих привычных действий мы почти не пользуемся зрением и опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Дети по очереди подходят к педагогу. Он достаёт из-под салфетки один из предметов, предлагает ребёнку посмотреть на него, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребёнок на ощупь достаёт нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор верный, взрослый говорит: «Ты правильно определил игрушку. На столе утёнок, и ты достал из мешочка утёнка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов и т.д.

Можно слегка упростить задание, если дети не могут справиться. Ребёнок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает её.

Третий вариант . Более сложная задача стоит перед ребёнком, когда он не видит образец, а лишь ощупывает его. Взрослый опускает предметы в мешочек за экраном (перегородкой), то есть дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Взрослый достаёт из-под салфетки предмет-образец и даёт ребёнку его ощупать за экраном, а потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, взрослый показывает детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребёнка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускают в мешочек, ребёнок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.

При выборе предметов для игры важно помнить правило: во всех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы. Выбор должен осуществляться сначала из двух-трёх предметов, а потом их количество может увеличиваться.

В своей практике я использую не только «чудесный мешочек», но и «чудесную коробочку». Для этого в картонной коробке с крышкой, в её боковых стенках, я прорезала два отверстия. Размер каждого отверстия должен быть таким, чтобы в него легко проходила детская рука. Отличие этого варианта в том, что у ребёнка более удобный способ обследования предмета - одновременно двумя руками.

Кроме того, я использую готовый комплект «Чудесный мешочек» Вальда. Он состоит из 15 пар токарных фигурок (всего 30 штук) и хлопчатобумажного мешочка. Фигурки изготовлены из древесины, их размер 3–4 см. Сами фигурки - это реальные предметы - ёлки, жёлуди, чугунки, матрёшки и т.д. Сделаны они из однородного материала, что позволяет ребёнку фиксировать внимание не на текстуре, а на форме предметов.

Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог, г. Москва