Как вырастить гения. Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития) Как вырастить гения

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает , какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии - это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими - если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.


3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм - вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других - это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы - игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения - золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение - ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве , точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность - чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.75 Rating 4.75 (2 Votes)

Талантливые дети стали рождаться чаще. Интеллект-клубы, развивающие центры и студии роста - на каждом углу. Работа с одаренными детьми обособилась в специальное направление педагогики. Одаренность в детской психологии приобрела масштаб трофея, который нужно обязательно искать в каждом малыше и усердно культивировать. Рожать гениев стало модно и престижно. Целенаправленное развитие способностей стало статьей расходов семьи… Что это за тренд - одаренность?

Из этой статьи вы узнаете

Модно быть особенным

Каждое новое исследование лишь добавляет вопросов и все ищет способ, как сделать из ребенка гения. Но так ли важно современному малышу оказаться одаренным? Отличается ли его воспитание от общепринятого? Действительно ли каждый ребенок талантлив по-своему? Как измерить талант?

Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств. Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т. д. Воспитатели и педагоги в СССР называли таких детей простым словом «способный» и рекомендовали родителям развивать способности, но обязательно сохраняя гармонию детской личности. Мода на гениев порой искажает смысл термина «одаренность».

Одаренность - феномен времени

До середины XIX века и возникновения практической психологии и психодиагностики ученые не слишком-то задумывались об измерении величины одаренности. Способности считались естественным свойством личности, общечеловеческим качеством и ложились в основу характера и поведения.

Терминология нового века

Несколько авторских коллективов на пороге XX века почти одновременно вывели «формулу» одаренности и определили ее как системное, уже психическое, а не психологическое, качество. Основная функция дара - достижение человеком такого уровня практической (ментальной, спортивной, технической или творческой) деятельности, который заметно превосходит возможности других людей.

Выводы ученых можно объединить в список черт, присущих одаренности:

  • Общее развитие личности - есть первичный фундамент для развития системной, целостной психической характеристики - таланта.
  • Одаренность и нестандартное мышление ребенка, как в передаче у Максима Галкина «Ты – супер!», возникает в результате взаимодействия природных компонентов личности с социальными и культурными факторами.
  • Успешность в той или иной деятельности, значительно превышающая успехи других людей, или навык, развившийся раньше «нормы», следует рассматривать как повод к углубленной диагностике.
  • Одаренность развивается всю жизнь. Уровень ее выраженности и направленность в течение жизни могут меняться.

От детства к взрослости

Доказанная учеными пожизненность процесса не гарантирует, что талантливый малыш вырастет знаменитым ученым или окончит институт в 16 лет. Здесь ученые выделили еще несколько важных характеристик для высоких личностных успехов:

  • Одаренный ребенок не обязательно станет одаренным взрослым, даже если его развитие направлять и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для этой отдельно взятой личности. Это свойство названо «потенциальностью».
  • Если детская одаренность чаще проявляет себя сразу в нескольких направлениях, то, переходя во взрослую, она дифференцируется. Молодой ученый скорее изберет узкую область научной деятельности.
  • Ребенок не нуждается в мотивах, он просто интересуется и каждый миг проявляет свою способность диффузно. Детская одаренность перерастет во взрослую, если у молодого человека возникнет пассион (жажда, стремление, страсть) и появится яркий мотив.
  • Именно мотивом в итоге определяется выбор профессии. В подростковом возрасте важнее всего будет не помогать раскрыться, а помогать найти тот самый мотив для развития.

Истоки таланта

Талант может раскрываться постепенно или возникнуть неожиданно. Он не подчиняется плану и может вдруг преобразоваться или исчезнуть вовсе. Еще вчера юная поэтесса с жаром зачитывала Маяковского, а сегодня она мирно рисует весенние пейзажи гуашью. Маленький пианист вдруг захотел танцевать или тренировать голос. Такие трансформации признаются естественными и даже характерными. Нестабильность детского развития - вариант нормы.

Раннее и опережающее развитие . Эти термины близки, но не идентичны. К тому же есть ограничения. Например, есть мнение, что рано начинать читать для малыша не всегда полезно. А вот открывать возможности окружающего мира можно и в более раннем возрасте, чем это предусмотрено социально-педагогическими нормами.

Мониторинг - основной инструмент педагогов и родителей в диагностике и подтверждении детской одаренности. Можно рекомендовать следующее:

  • Родители и классный руководитель должны рассматривать способности детей всесторонне, учитывать информацию из разных источников;
  • Наблюдения необходимо вести в течение длительного времени и фиксировать пиковые моменты и периоды «застоя»;
  • Вовлекать детей в разные виды деятельности и анализировать результаты;
  • Применять экспертный метод (собирать мнения сторонних экспертов при оценке результатов деятельности);
  • Оценивать перспективы ближайшего развития и участвовать в совместной деятельности, чтобы поддерживать стремление;
  • Тщательно подбирать и эффективно сочетать диагностические процедуры;
  • Проводить диагностику в условиях, максимально приближенных к реальности;
  • Оценивать реальные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры);

Субъективизм - враг качественной диагностики, как и любые ярлыки, негативное влияние может оказать и неумелая «стимуляция» . Осознание факта «ты у нас лучше всех» уже само по себе ограничивает возможности для развития: «зачем расти, если я уже лучший?» Рациональное развитие - основная цель диагностики талантливости и одаренности.

Истинная и «отрепетированная» одаренность

Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник - это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.

И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?

Можно ли специально тренировать память ? Детская память бывает очень цепкой. Тренажеры хороши для гармонизации, достижения равновесия между мнемическими процессами: запоминанием и воспроизведением например.

Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр - это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?

Проблемы одаренных детей

Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:

  • неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
  • несформированность или отклонения в игровой деятельности;
  • отрицание стандартов и правил;
  • дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
  • поиск друзей среди ребят постарше;
  • излишняя педантичность, перфекционизм;
  • демонстративность;
  • грубость в общении и др.

Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми - сотрудничество и доверие.

Сложности диагностики

Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение». И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.

Обратите внимание! В психологии несколько разных классификаций, разделяющих виды одаренности детей. Родителям следует помнить, что ни один тест не дает абсолютного результата. Желательно применять инструменты разных типов, измерять способности в динамике и внимательно наблюдать за ребенком в повседневной жизни.

Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:

Одаренность у малышей и дошколят (3–5 лет)

В 1–2 года вряд ли есть смысл говорить, а тем более выявлять, яркие склонности. Маленький вокалист попутно интересуется всем, что есть вокруг, и прекрасно справляется с любыми задачками по возрасту. Примите это как норму развития современного ребенка, проверять чадо на гениальность еще рано.

Вокруг всегда очень насыщенная информацией среда, интереснейшие игрушки, техника и внимание начитанной мамы. Поэтому кроха так активно переступает возрастные нормы психологического и интеллектуального развития, разработанные в глубине семидесятых.

Гениальный малыш (младенец) - это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка. Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний.

А вот говорить о задатках и склонностях в возрасте 3–5 лет очень даже уместно. Основной критерий, а точнее, форма проявления высоких способностей в раннем возрасте - фантазия малыша. Поддержка этого качества со стороны родителей и педагогов - фактор развития одаренности, который помогает малышам вырастать активными и творческими.

Например, такими многогранными бывают таланты младших дошкольников, по мнению исследователей:

  • группа талантов в области практики: ремесло, спорт, управление;
  • интеллектуальные устремления в разных областях знаний, или академическая одаренность;
  • тяга к творчеству и эстетике и высокие результаты в этом направлении;
  • аттрактивная одаренность - стремление к лидерству, незаурядные коммуникативные способности;
  • альтруистические устремления (духовно-ценностная деятельность, создание нематериальных объектов, стремление к служению людям).

Индиго или гений

Зачастую бытовое понимание сглаживает границы такого явления, как индиго. Первоначально детьми-индиго называли малышей, которые проявляют высокую интуицию, творческую активность, отличаются особенно складной речью и рассудительностью. Но индиго - это не гений, это талантливый ребенок, способности которого можно развивать дальше или навсегда блокировать.

Можно/нужно ли воспитывать гением обычного ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Часть специалистов считает, что базовые способности можно развить до любого уровня, вплоть до гениальности. Иные исследователи не нашли ни одного факта в пользу направленного выращивания гениального малыша и утверждают, что влиять на способность извне бесполезно, если ее недостаточно для гениальности.

Выявление таланта в 5–6 лет

Первые действительно значимые признаки одаренности ребенка можно заметить в период подготовки к школе - около 5,5–6 лет. В этот короткий возрастной промежуток гениальный ребенок становится ярким, его индивидуальные особенности становятся очевидны для окружающих. Чаще всего педагоги в ДОУ (детский сад) сообщают родителям, что заметили у подопечного тягу к математическим играм, лидерской роли или изобразительному искусству.

Не отбирайте у ребенка детство! Даже если ваш мальчик имеет признаки одаренности, постарайтесь относиться к нему как к самому обыкновенному ребенку (а ведь он и есть обыкновенный ребенок!). Не старайтесь заполнить всю его жизнь математикой или рисованием, позвольте ему насладиться детством.

Анкета для родителей 4–6-летних детей

Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Затем подсчитайте количество «да» и сравните результат со шкалой результатов.

  1. Часто ли ребенок находит нестандартное применение тому или иному предмету?
  2. Меняются ли периодически интересы ребенка?
  3. Рисует ли ваш маленький художник абстрактные картинки?
  4. Рисует ли он воображаемые, несуществующие предметы, проявляет художественное видение?
  5. Нравятся ли юному гению фантастические истории?
  6. Сочиняет ли он сам такие истории, стихи, музыкальные композиции?
  7. Делает ли он иногда успешно нечто, о чем не знал?
  8. Он преобразует пространство и предметы по своему неординарному замыслу?
  9. Умеет ли он выделять главную мысль текста и рассуждать о ней?
  10. Вырезает ли он затейливые образы из бумаги и картона?
  11. Изобретает новые слова, способен придумать собственный сюжетный танец?
  12. Считает ли выдуманные слова понятными без разъяснений?
  13. Часто делает перестановку мебели?
  14. Использует ли вещи не по назначению?
  15. Отгадывает назначение предметов, которых никогда не видел?
  16. Предпочитает одеваться по своему вкусу, отрицая ваш?
  17. Есть ли у него собственный выдуманный мир, в котором ему комфортно?
  18. Пытается ли он найти объяснение чему-то, с чем не знаком?
  19. Просит объяснить окружающие явления, живо интересуется событиями внешнего мира?
  20. Ему нравятся книги без картинок?
  21. Рисует собственные настольные игры, карточки и т. д.?
  22. Хорошо помнит сны, может их пересказать?
  23. Быстро и легко устанавливает связь между причиной и следствием, даже если эта связь не очевидна.

Условно можно считать одаренным ребенка, для которого родители поставили отметку «да» от 20 до 23 раз. Результат от 15 до 19 говорит о сообразительности, заинтересованности дошкольника. 9–14 очков - это сообразительный малыш, не слишком склонный к делам творческим. 4–8 баллов - этот ребенок скорее логик и практик, чем творец. Менее 4 - изобретательность еще не развита, над ее проявлениями можно работать педагогам и родителям.

Ты – наш сверхчеловек!

Твердить ребенку о том, какой он исключительный, - прямая дорога к краху. Дети с завышенной самооценкой могут выглядеть избалованными, гиперактивными, демонстрировать девиантное поведение. Все перечисленное можно отнести к факторам риска.

Цена гениальности. Артистическая или научная биография всегда начинается с детства. И каждый известный поэт или композитор прошел путь от младенчества до взрослости. Обратите внимание на то, что судьба гения часто оказывается печальна. В истории немало примеров (Пушкин, Моцарт, Есенин…). Вчера - непризнанный гений или бездарность, а завтра - всемирно известный виртуоз. Это огромная нагрузка на человеческую психику! А еще есть поговорка, что на детях гениев природа отдыхает…

Механизм формирования и развития гениальности еще не изучен полностью, поэтому будьте разумны и не спешите шокировать чадо проверками. Увидеть в ребенке талант - полдела. Хороший родитель - спокойный родитель! Не спешите ни с выводами, ни с действиями. Лучшим выбором на этом этапе диагностики станет психологический анализ. Примените стандартизированные опросники и тестирование и рассматривайте любое отклонение от нормы лишь как симптом одаренности, но не диагноз.

Может случиться, что у ребенка есть скрытый талант, не распознанный по какой-то причине. Скажем, аутисты и тоже могут быть талантливы. Загвоздка в том, что от таких особенных малышей порой не ждут, а потому и не ищут дара.

Как правильно взрастить в ребенке гения рассказывает Амонашвили Ш.А.

Начальная школа и талантливые подростки

Младший школьный возраст - идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.

Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.

Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.

Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.

Позиция государства На волне научного прогресса страна решает проблему нехватки кадров именно так - взращивает таланты с юного возраста. А школа оказывает государству посильную помощь в этом. Не поленитесь посетить общешкольное родительское собрание на эту тему в начале учебного года. Обратите внимание на концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.

Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.

Пример для подражания

В возрасте младшей и средней школы дети ищут (и находят!) своих кумиров. И почему бы вам, как родителю, не помочь в поиске. Поинтересуйтесь вместе историческими фактами. Найдите самый гениальный пример (например, пусть им станет великий ученый своего времени Леонардо да Винчи).

Вдохновитесь им вместе. Конструируйте, рисуйте, лепите - пробуждайте интерес, свойственный каждому младшему школьнику. Рождение интереса и станет первым шагом на пути к проявлению таланта в будущем.

Сформируйте интерес внутри семьи. Для маленькой личности важно хотеть учиться. А обучать тонкостям можно будет и с помощью педагогов.

Литература по теме

Начните с учебника А.И. Савенкова «Психология детской одаренности». Учебное пособие раскладывает по полочкам всю информацию и поможет составить представление о феномене. Продолжить просвещение в этом направлении лучше с материалами педагогов-практиков:

  • Одаренность: благословение или препятствие?
  • Статья Увлеченность в структуре исследовательской одаренности
  • Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся
  • Периодическое издание «Одаренный ребенок».
  • Скачайте методики диагностики одаренности у детей .

Если вы хотите глубже изучить этот вопрос, рекомендуем вам посмотреть вебинар Людмилы Викторовны Куневской, заместителя директора по УВР МАОУ «Лицей №9» г. Новосибирска:

Вместо заключения

Талант, дар, способность, божья искра - все это понятия, близкие к термину одаренность. Все они в той или иной степени зависят от природных задатков. Увидеть в ребенке талант - дело времени и возрастной психологии. Конечно, можно сказать, что ребенок уже в утробе матери талантлив. Но важно еще и создать условия для развития: показать ребенку радость открытий, аккуратно направить его образование, отбросить необоснованные ожидания. А главное - и одаренность, и талантливость должны приносить ребенку счастье, а не тяготить его.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Даже простой уход за малышом способен стимулировать его интеллектуальное развитие

Если в советские времена основной задачей педиатра было здоровье малыша и нормальная прибавка в весе, теперь врачи все чаще говорят о раннем развитии ребенка, то есть о раскрытии потенциала личности и проявлении талантов буквально с грудного возраста. «Если раньше многие богатые люди передавали своих чад нянькам, то теперь уделяют им куда больше внимания — все стали озабочены ранним развитием детей», — признается профессор, педиатр, неонатолог Елена Кешишян.

Какие методики и инструменты раннего развития есть сегодня, когда нужно начинать и каких результатов ждать от малыша — в материале «МК».

— Сегодня педиатров действительно интересует не только физическое здоровье детей, но и их развитие — чтобы дети усваивали информацию, впоследствии хорошо учились, — говорит Елена Соломоновна.

Говоря о раннем развитии, подразумевают первые три года жизни ребенка — это период максимальной пластичности нервной системы, когда формируются основные навыки и умения. Правильность созревания и формирования нервной системы, конечно, способны оценить только специалисты — педиатры и детские неврологи.

Сегодня существует огромное количество разных методик развития детей (М.Монтессори, С.Лупан, М.Ибука, Ш.А.Амонашвилии и множество других). Все они хороши, но ту, которая подойдет конкретно вашему ребенку, специалисты смогут определить при тестировании. Как рассказывает доктор Кешишян, сейчас в мировой педиатрии появился новый термин — «уход в целях развития». Появляются новые методики, рассказывающие, как ухаживать за младенцами, чтобы их потенциал раскрывался максимально. Начинать развивать ребенка целенаправленно врачи советуют буквально с первых дней его жизни — через прикосновения, активацию слуховых и зрительных образов. А готовить к этому восприятию можно еще во время беременности. «Чем раньше вы начнете заниматься ранним развитием своего ребенка, тем больше у него будет возможностей для раскрытия его личностных качеств», — говорит Елена Соломоновна.

Наиболее эффективные инструменты раннего развития — игрушки. Основное правило очень простое — эти игрушки должны нравиться не родителям, а подходить для детей, отвечать требованиям возраста и умениям. При этом какие-то сверхигрушки, которые стоят целое состояние, детям совершенно не нужны. Они с удовольствием играют даже прищепками для белья. Если ребенок видел какой-то предмет обихода в руках у мамы, а потом он достается ему, это важный посыл заинтересоваться им и выполнить то, во что предлагают ему играть. Например, вынуть из ведерка, сложить в ведерко, переложить из одного в другое… Процесс игры с такими простыми вещами может быть долгим и постоянно усложняющимся.

В игру можно превратить даже процесс еды. «Сегодня многие производители детского питания уделяют внимание упаковке, стараясь привлечь детей яркими картинками. Некоторые снабжают баночки с творожками пазлами, другие придумали мягкие упаковки с пюре, снабженные «интеллектуальными» разноцветными крышками, которые соединяются между собой и образуют фигурки от простой ромашки до замков, башен и зверей. Можно собирать интересные игрушки, попутно развивая моторику пальцев. Элементы игры очень важны для раннего развития», — продолжает доктор Кешишян.

К раннему развитию относится и приобщение ребенка к коллективу — иными словами, поход в ясли или детский сад. Однако многие дети тяжело переживают такие перемены в своей жизни — некоторые кричат, устраивают истерики. «И родители говорят: мой ребенок так меня любит, что не может оторваться. На самом же деле у таких детей не развиты навыки коммуникации. Известно также, что многие дети в детском саду часто болеют. Уверяю вас — большинство таких болезней идет от головы. Примерно три четверти болезней детей в детском саду — чистая психосоматика. Дети подсознательно не хотят идти в детский сад и охотнее хватают вирусы. И не всегда такие болезни нужно лечить — задача педиатра тут не назначать лекарство, а разобраться в проблеме. Чем раньше дети будут приучаться к обществу, тем лучше социализируются в будущем, тем успешнее будут в жизни. Гиперопека же для ребенка плоха с любой точки зрения. Ну а если ребенок совсем не будет ходить в сад, у него появятся проблемы с общением в школе», — продолжает наш эксперт.

Педиатры советуют развивать коммуникативные навыки ребенка с того момента, как он начнет ощущать себя частью социума. Ребенок должен понимать, что он растет в семье, и родители не должны прерывать свои дела или свой разговор, как только малыш начнет требовать внимания. «В 3-4 года переучивать ребенка будет уже поздно», — предупреждает Елена Соломоновна.

Сегодня многие психологи говорят о новом поколении взрослых, которые выросли по методике доктора Спока, — как правило, это бездушные, недолюбленные люди. Доктор Кешишян называет своего коллегу Спока «продуктом советской идеологии»: «Он стал популярен в Америке в период депрессии, поскольку учил не обращать внимания на детскую боль, кормить малышей строго по часам. Эти дети росли с уверенностью: плачь не плачь — никто не подойдет, мама поцелует 2 раза в день, а папа — раз в неделю. В итоге из таких людей можно делать гвозди».

Каким вырастут новые поколения детей? Это во многом зависит от родителей.

Каждый родитель считает своего ребенка особенным, уникальным, как сейчас модно говорить, эксклюзивным. Конечно, так и есть – все люди не похожи друг на друга – и благодаря этому, жить в мире интересно. Но, конечно же, каждому хочется, чтобы его ребенок был не только яркой индивидуальностью, но еще и выгодно отличался от других в интеллектуальном плане. Для того, чтобы достичь такого результата, родители чуть ли не с пеленок начинают водить детей на развивающие занятия, по сути, отчасти лишая его детства. Но для того, чтобы вырастить гения, совсем необязательно тратить много денег и времени на развитие своего ребенка по новаторским методикам. Для этого достаточно нескольких весьма простых, но эффективных способов.

Выращиваем гения на самых ранних этапах развития

Наверняка, Вы не раз слышали об этих способах вырастить гения, но никогда не думали, что они обладают таким эффектом.

1. Грудное вскармливание

Научные исследования показали, что дети, матери которых кормили их грудью, в шестилетнем возрасте имели более высокий коэффициент умственного развития, чем дети, которые находились на искусственном вскармливании. Более того, дети, чьи матери кормили их грудью до года и дольше, показали лучшие результаты в чтении, математике и письме, чем их сверстники, рано оторванные от материнской груди.

2. Здоровый образ жизни матери

Вырастить гения будет трудно матери, которая до беременности и во время нее употребляла наркотические вещества. Научно доказано, что дети, родившиеся у кокаинозависимых матерей, в 5 раз чаще были умственно отсталыми, чем дети, родившиеся у мам, ведущих здоровый образ жизни.

3. Возраст отца

Устоявшееся мнение, что понятие «биологические часы» актуально только для женщин, в последнее время систематически опровергается. На самом деле, возраст отца также имеет значение – причем, не только для здоровья ребенка, но и для его интеллекта.

Дети, отцы которых зачали их в двадцатилетнем возрасте, имеют больше шансов стать гениями, чем дети, родившиеся от отцов в возрасте. Более того, дети, зачатые сорокалетними и старше отцами, чаще остальных имеют проблемы с нервной системой и даже страдают аутизмом и шизофренией! Таким образом, если Вы хотите вырастить гения, лучше выбирать в качестве отца молодого мужчину.

1. Игра

Основная деятельность ребенка – игра. Именно в процессе игры малыш развивает свою любознательность, познает окружающий мир и начинает чувствовать интерес к учебе. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенок большую часть времени на ранних этапах жизни проводил в играх. В результате игры у него разовьется любопытство, что позволит ребенку впоследствии активно развиваться – и, вполне возможно, что таким образом Вам удастся вырастить гения!

2. Отсутствие телевизора до 2 лет

Американская Академия Педиатрии провела исследование, в результате которого ученые обнаружили интересный факт. Оказалось, что дети, до 2 лет не знакомые с телевизором, обнаруживали более развитый мозг, коммуникативные навыки и в общем были развиты гораздо лучше маленьких «киноманов». Ученые пришли к выводу, что время, потраченное ребенком в период активного развития на телевизор, лучше использовать для общения с окружающими и получения информации эмпирическим путем – а не в качестве готовой модели из телеэкрана.

3. Чтение

Любой матери, которая хочет вырастить гения или хотя бы просто образованного человека, необходимо читать своему ребенку вслух. И чем больше – тем лучше. Мозг ребенка, которому читают книгу. Активно обрабатывает полученную информацию, что помогает ему развивать свой словарный запас. Кроме того, чтение книг ребенку с раннего возраста способствует тому, что, повзрослев, он будет любить читать, и его не придется заставлять это делать. И, конечно, у Вас дома при этом должна быть обширная библиотека.

4. Самоконтроль

В истории существует информации об одном исследовании, которое проводилось с целью контроля детских импульсов. Детям давали два печенья и говорили, что одно печенье можно съесть сразу, а второе – через 15 минут. В итоге оказалось, что у тех детей, которые смогли выждать положенное время, показатели по Школьному оценочному тесту были на 210 пунктов выше, чем у остальных.

Ученые связывают это явление с ролью контроля над импульсами в умственном развитии человека. Контроль над импульсами - ключевой фактор в исполнительной функции, с которой, по мнению ученых как раз и связан ум. Под исполнительной функцией понимается способность переключаться от одной задачи к другой, удерживать информацию в рабочей памяти и подавлять импульсы.

5. Вовлечение ребенка в разговор

Если Вы хотите вырастить гения, необходимо, прежде всего, развивать мышление и словарный запас ребенка. Важное значение в этом деле имеет коммуникация между Вами и Вашим малышом. Некоторые родители считают, что разговаривать с маленьким ребенком не надо, так как он все равно ничего не понимает. На самом деле, малыш все слышит и осознает – и впитывает новые слова, как губка.

Во время прогулок разговаривайте с ребенком, показывайте ему предметы, называйте их и рассказывайте о них, сопровождайте свою речь мимикой. Привлекайте внимание ребенка к интересным объектам, задавайте вопросы (даже риторические), старясь иногда переводить утвердительные предложения в вопросительные. Например, накладывая кошке корм, говорите не: «Мурку надо покормить», а: «Как ты думаешь, Мурка проголодалась? Надо ее покормить?».
И помните: общаясь с ребенком, убирайте все остальные источники шума. Работающий телевизор, радио или включенная музыка – всего этого не должно быть в детской комнате.

6. Занятия музыкой

Научно доказано, что дети, занимавшиеся музыкой хотя бы 3 года, показывают лучшие показатели по вербальным навыкам, чем дети, никак не связанные с музыкой. Кроме того, занятия музыкой улучшают память.

7. Физическая активность

Научно доказано, что аэробика на 100% увеличивает исполнительные способности ребенка, роль которых в деле выращивания гения очень важна. А так как родительский пример – самая действенная мотивация – делайте зарядку вместе с Ваши ребенком, если хотите вырастить гения.

Кроме того, люди, занимающиеся физическими упражнениями, не имеют лишнего веса, что также является немалым плюсом. Согласно научным исследованиям, дети, имеющие избыточный вес, имеют худшие показатели в тестировании по чтению, нежели дети с нормальным весом. Да и учебные достижения детей с избыточным весом в большинстве случаев оставляют желать лучшего.

8. Изучение иностранного языка

Исследования доказали, что дети, которые изучали хотя бы один иностранный язык в течение двух лет, имели лучшие показатели по школьному оценочному тесту, чем те, кто не изучал никаких иностранных языков.

9. Творческая деятельность

Творческая деятельность очень полезна для ребенка. Она способствует развитию моторики, воображения и интеллекта. Чтобы вырастить гения, достаточно выбрать любой вид творчества: аппликация, рисование, вырезание или что-то еще. Главное – регулярность и отсутствие серьезных ограничений «творческого полета» Вашего чада.

10. Правильное питание

Чтобы вырастить гения, необходимо использовать в его питании полезные пищевые добавки – например, рыбий жир. Жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от нейрона к нейрону.

Исследования показали, что дети, употреблявшие Омега-3, более успешно проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Если Вы хотите вырастить гения, помимо уже перечисленных способов, Вам можно посоветовать только одно. Развивайте ребенка, но не торопите его. Все придет – в свой срок и когда будет нужно. Ваша задача – поддержать своего малыша, внушить ему интерес к окружающему миру и желание его познавать!

Раннее развитие ребенка Кадр первый. «Посмотри внимательно, — говорит мама 11-месячному малышу, — Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault». Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе — постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом «всплывают» просто на автомате…

Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. «Понятия не имею, что это такое, — басит подросток. — В первый раз это вижу». Так стоит ли игра свеч?

Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии — Марии Мантессори, в Японии — Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном — существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают «мама» из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года… Гениальность или дрессировка?

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте — мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток — чем пятилеток, трехлеток — чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.

Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития?

Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.

АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ

Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает?). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

— краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей

— конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

— спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)

— ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

— музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

— мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.

И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ

Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана — это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-«домановец» упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться — ваше дело. Одно помните — с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга «После трех уже поздно» расходится огромными тиражами, предупреждал — если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? «Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри»? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг — вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.

ЧТО ПОЧИТАТЬ О РАННЕМ РАЗВИТИИ
Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка»
Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»
Мария Мантессори «Руководство для родителей»
Никитины «Развивающие игры», «Резервы здоровья наших детей»
Масару Ибука «После трех уже поздно»
Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»