Кино на iPhone: История создания фильма «Танжерин» – 2morrow Film School
КиношколаКоманда
ПрофессииКурсыПартнеры
СпикерыКоммьюнитиНовостиМатериалыКонтакты
Выберите другую профессию, чтобы управлять содержимым сайта
Показывать всё
Фильмейкер
Режиссёр
Сценарист
Монтажёр
Художники
Актёр
Оператор
Пост продакшн
Продакшн менеджмент
PR и Маркетинг
Поделиться:

Кино на iPhone: История создания фильма «Танжерин»

Одна из главных сенсаций 2015 года – картина «Танжерин». Снятый на скромный бюджет с помощью трех iPhone’ов, «Танжерин» имел успех у критиков и зрителей, а также оказался во многих списках лучших фильмов и программах кинофестивалей класса «А» 2015 года.

Режиссер, сценарист и оператор картины Шон Бэйкер и оператор-постановщик Рэдиум Чунг рассказали о технических и организационных трудностях процесса, а также о том, почему они решили снимать на телефон и с какими проблемами они при этом столкнулись. Чего можно достичь, используя телефон, несколько приложений, недорогой стедикам и всем известные программы обработки видео?

Источники: статья Патрисии Томпсон для журнала American Cinematographer и интервью Полы Бернштейн с Рэдиумом Чунгом для Indiewire.

На мировой премьере «Танжерина» на фестивале «Сандэнс» зрители поразились тому факту, что широкоэкранный фильм режиссера-сценариста-монтажера-оператора Шон Бэйкера был полностью снят на три iPhone 5S.

«Танжерин» - это история о двух подружках-трансгендерах, работающих на улицах Лос-Анджелеса. В сочельник проститутка-трансгендер Син-Ди Релла (Кики Китана Родригес) выходит после месячного заключения в тюрьме и, услышав сплетни об измене, совершенной ее парнем-сутенером Честером, отправляется исследовать подробности этих скандальных слухов со своей подругой Александрой. Шумная одиссея знакомит их с самыми разнообразными субкультурами Лос-Анджелеса и проверяет их дружбу на прочность. Тем временем параллельно развивается, отдельная, на первый взгляд, история таксиста армянского происхождения Размика, находящегося на короткой ноге с секс-работницами. Две истории сводятся в заведении Donut time - неофициальном офисе Честера.

Бэйкер и его соавтор Крис Бергоч разрабатывали историю совместно с главными актрисами, послужившими проводницами в мир трансгендерной проституции в Голливуде. Режиссер признавался, что хотел, чтобы фильм реалистично показал повседневную жизнь героинь, но при этом оставался развлекательным.

Бэйкер отказался от использования DSLR камер, захотев «отделиться от всех остальных индифильмов». Изначально оператор фильма Рэдиум Чунг не обрадовался идее снимать фильм на мобильный телефон. Чунг поясняет: «Сначала Шону в голову пришла идея с iPhone, а поскольку он не просто режиссер, а фильмейкер, он более открыт к нестандартным решениям. Мне, как оператору, в меньше всего хотелось снимать фильм на телефон. Шон все разузнал и сделал множество всесторонних тестов. Он нашел комбинацию между iPhone 5, последней на тот момент моделью, и анаморфотным адаптером компанииMoondog Labs, который тогда еще не продавался и находился на стадии краудфандинга. Шон связался с ними, и они нам очень помогли, прислали нам прототипы. Мы провели пару тестов, и результаты оказались удивительными».

После встречи на съемках культового сериала «Кролик Грегг» в 2006 году, Чунг и Бэйкер сделали вместе уже два фильма: «Старлетка»(2012) и «Танжерин»(2015). Между фильмами Чунг успел поработать во многих должностях: светотехником, камерамэном и гаффером на таких известных проектах, как «Американцы», «Не угаснет надежда» и «Предел риска».

Рэдиум также рассказывает о своей любви к натурализму: «В целом, как оператор, я всегда предпочитал натуралистический подход в вопросе освещения. Я не переношу полностью освещенное изображение. Сейчас все любят ставить свет. 10 лет назад, так можно было получить вычищенную, идеальную и красиво освещенную картинку. Тогда все так делали. Сейчас это отпугивает зрителей, постоянно, таким образом, напоминая им, что они смотрят фильм - в жизни все не выглядит настолько великолепно. Я всегда пытался оставаться в рамках натурализма, и мне повезло, что кинематограф также двигался в этом направлении последние десять лет. Я рад, что сейчас это является общепринятым местом. «Танжерин» родился из наших с Шоном эстетических вкусов. Он также любит натурализм. Кроме того у нас не было времени, ресурсов, оборудования и денег, чтобы ставить слишком много света. Но мы и не стремились к этому».

Несмотря на улучшенную камеру iPhone 5S, кинематографисты по-настоящему поверили в возможность съемки фильма на телефон, только когда увидели проект производителя объективов Moondog Labs на Kickstarter. Компания собирала деньги на производство анаморфотного адаптера-объектива 1.33x для iPhone 5/5S, который бы позволил получить на 30% более широкую картинку. Благодаря этому устройству можно после «разжатия» видео в Final Cut Pro получить видео с разрешением 2.40:1, а также получить горизонтальные блики «в камере».

Moondog послали кинематографистам три прототипа, каждый из которых позволял телефону иметь фокусное расстояние, равное 24мм. Весь фильм был снят с данным фокусным расстоянием, придавшим изображению определенный вид. Режиссер не привык работать с таким широким объективом – в своих прежних работах он полагался на использование телеобъективов. Крупные планы, снятые на широкий объектив, кажутся такими же броскими, как и персонажи фильма, а это работает на историю. «Этот эффект усилил то, как мы показывали своих персонажей, я очень рад, что это получилось само собой. Он позволил нам приблизить зрителей к героям и погрузить их в быт и хаос уличной жизни», - пояснил режиссер.

Чунг говорит и о проблемах, связанных со съемкой на iPhone: «Во-первых, нельзя менять фокус - его нужно заблокировать. Есть приложение под названием Filmic Pro, которое позволяет заблокировать три параметра перед съемкой: цветовую температуру, то есть световой баланс, выдержку и точку фокуса. Как только это сделано, менять фокус нельзя. Совсем нельзя. Поэтому мы не могли вставлять план с переходом из общего плана в крупный или снимать с тележки, как это обычно практикуется. Тем не менее, несмотря на то, что объектив в iPhone очень маленький, он обладает большой глубиной кадра, поэтому мы могли двигаться, просто мы не могли снять переходы из общего плана в средний, а затем в крупный. У нас камера часто по-разному двигалась, но полного перехода из общего в крупный мы снять не могли, это было проблемой, даже не проблемой, а скорее преградой, которую нужно переступить. Это влияло на способ съемки. Было еще кое-что (опять же, нельзя назвать это реальной проблемой): нельзя было менять объектив. Камера телефона изначально имеет широкий угол съемки. Мы поставили адаптер, и угол стал еще больше. Изменить фокусное расстояние нельзя. Весь фильм, собственно, был снят на один широкий объектив. Это лишило меня, как оператора, многих инструментов. Мы с Шоном на это рассчитывали изначально. Мы воспользовались ситуацией и заставили ее работать на нас. Это решение дало нам уникальную картинку, потому что всё целиком было снято на широкий объектив. Крупные планы снимали буквально в полуметре от актеров, при этом задний план был большей частью в фокусе. Крупные планы традиционно снимаются более длинным объективом, который размывает задний план, и внимание зрителей фокусируется на чем-то одном. В «Танжерине» задний план видно везде, кроме крупных планов. Это придало фильму свою отличительную черту. Не знаю больше никого, кто бы полностью снял фильм на такой широкий объектив, как у нас».

Приложение также позволило удобно сжимать отснятый материал. Скорость сжатия 50 мегабайт в секунду при разрешении в 1080p облегчила работу на площадке. По словам создателей, благодаря маленькому размеру файлов, они только один раз полностью заполнили память телефона. Затем материал был конвертирован из кодека H.264 в ProRes 4:2:2, что, разумеется, увеличило вес клипов.

Ручной стабилизатор Steadicam Smoothee с площадкой для iPhone также оказался незаменимым инструментом. «Телефон нельзя удержать полностью неподвижно, это невозможно. А поскольку мы работали с очень маленьким объективом, каждое малейшие движение было сильно заметно. Без стабилизатора все бы выглядело домашним видео», - отметил Чунг, у которого была всего лишь одна неделя на то, чтобы привыкнуть работать с устройством.

У Бэйкера было больше времени на подготовку к съемке, и он успел научиться снимать на стедикам одной рукой, катаясь на велосипеде. Фильмейкер превратил свой велосипед в двухколесную тележку-долли, снимая 360-градусные панорамы вокруг своих героев.

Также интересна сама логистика съемок фильма, о которой рассказывает оператор: «Решение снимать на пару телефонов невероятно облегчило съемочный процесс и обеспечило мобильность съемок. Даже на самых маленькой съемке всегда есть стойки, люди с микрофонами, оператор с камерой на плече, и не заметить все это на улице сложно – прохожие останавливаются, чтобы посмотреть. А у нас была только пара парней с телефонами – нас не замечали. Это сильно помогло нам снимать. У нас были нужные разрешения, но не было достаточно людей, чтобы перекрыть улицу и поток пешеходов на время съемки дубля, как обычно это делается на других фильмах. У нас такой возможности не было, поэтому пешеходы просто проходили мимо. К счастью, из-за размера нашей группы, люди не останавливались – им было все равно. Они видели, что мы снимаем, но никто не воспринимал нас всерьез - вот главное отличие. Не то, чтобы никто не знал, что мы снимаем, это было всем прекрасно понятно. Извиняюсь за каламбур, но актеры буквально «устроили сцену» на улице. Люди нас видели, но главное – им было все равно, они проходили мимо. Это помогло нам снять все аутентично и позволить актерам не выходить из роли. Это важно в связи с актерской игрой: когда снимаешь на улице, прохожие мешают, спрашивают, что мы тут делаем или просто встают посреди кадра, прерывая актеров. Это сильно мешает их игре. Избавившись от этой проблемы, мы могли добиться от актеров наилучшей, наиболее правдивой и живой игры. Мы не ждали такого преимущества от съемок на телефон, но в начале же съемок поняли, как сильно нам это сыграет нам на руку». Сцену на автомойке « было сложно снимать, но не с технической точки зрения. Тут у нас как раз не было нужного разрешения на съемку, потому что это была частная территория. Автомойка работала в обычном режиме. На съемку уличных сцен у нас были разрешения от мэрии. Для сцены в автомойке нам, по-хорошему, нужно было взаимодействовать с владельцами предприятия. Это было невозможно. Они не хотели с нами связываться никоим образом. Не из-за самой сцены (герои занимаются оральным сексом – прим. пер.) – просто не хотели, чтобы им мешали. У них там бизнес, не думаю, что им хотелось впутываться в любую съемку. Так что Шон просто снимал с заднего сидения такси, и они просто проехали через автомойку, как только они въехали, началась съемка, и актеры начали играть. Им пришлось засечь время, за которое машина успевает проехать через автомойку. Вызовом стало то, что у нас был на все только один дубль. К его концу сотрудники уже поняли, что что-то происходит, но не думаю, что они поняли, что мы снимаем сцену секса. Мы пытались не привлекать внимания, но у нас все же была база через улицу, съемочная группа и так далее. Нельзя было избежать того, что рано или поздно нас заметят. Так и случилось. Однако они не могли остановить нас, потому что мы не делали ничего противозаконного. Просто парень ехал через автомойку с телефоном в руке. Мы не нарушали закон, поэтому пошли на это, зная, что у нас только один дубль. Это было сложно, так как нужно было засечь время правильно. В техническом плане это был просто еще один кадр. Натуральный свет там был очень красивым, проходя через разные части мойки и лобовое стекло. Очень красиво. Сложна была только логистика, а не техника. Но поскольку у нас был только один дубль, это было очень ответственно. Если бы у нас по какой-то причине не получилось, пришлось бы ехать на другую мойку и все делать заново».

Также во время препродакшена Бэйкер обнаружил другой ключевой элемент изобразительного ряда фильма – гипернасыщенные цвета. Для режиссера, в своих прежних работах стремившегося к реалистическому отсутствию ярких цветов, это было также непривычно. Бэйкер пришел к выводу, что раз героини фильма столь яркие личности, то и цвет стоит сделать насыщенным. Один из критиков назвал такой стиль «поп-веритé», и, по словам режиссера, как раз к такой характеристике он и стремился.

Цветовая палитра фильма видна с первого кадра фильма - крупного плана канареечно-жёлтого стола в Donut time. Цвет также повлиял на поиск локаций. «Шон настаивал на географической точности. Например, если герои по сюжету идут с востока на запад, то так мы и снимали. Однако мы свободно принимали решения, в каком квартале снимать»,– рассказывает Чунг. Мы ставили сцены рядом с огромными граффити, уличными гирляндами, яркими скамейками диких цветов и в туалетах с красными стенами и голубым светом. На этапе цветокоррекции в DaVinci Resolve (на студии Different by Design в Лос-Анджелесе) была увеличена насыщенность. «Колорист Люк Кэхилл проделал отличную работу. Он использовал Power Widows, чтобы подчеркнуть лица и сделать картинку более «киношной» и профессиональной. Мы также добавили зерно, так как для меня было важно добиться эффекта пленки», - говорит Бэйкер.

Чунг использовал только три работающих на батарейках светодиодных светильника Rosco LitePads размерами 1’x1’, 6”x12”и 3”x1 «Просто, чтобы иметь возможность поставить заполняющий свет и иногда подсветить глаза. Отражающий материал мы нашли в магазине «Все по 99 центов». Мы использовали уже существующий на площадке свет, который я периодически включал и выключал» - рассказал Чунг.

Самой в плане освещения съемкой оказалась сцена выступления Александры в клубе, но и там Чунг использовал уже существующий свет, который обычно можно найти в клубе. Оператор всего лишь перенаправил PAR-прожекторы и поставил на них фильтры. «Нам сразу же решили делать все реалистично, и иногда нам приходилось просто не обращать свое внимания на слишком темную картинку. Бывало, я жалел, что не мог использовать KinoFlo, но мы изначально приняли решение обходиться без сложного света» - пояснил Чунг.

Огромным плюсом минималистского подхода в съемке оказалось то, что прохожие не обращали на группу внимание. Кинематографисты получили разрешения на съемки на всех локациях, однако перекрыть улицы они не могли, поэтому вся жизнь улиц попала в кадр. Таким образом, мобильные телефоны значительно помогли режиссеру достичь желаемого реализма. «Мы пытались найти баланс между соцреалистическим и развлекательным фильмом на протяжении всех этапов производства, и постепенно мы нащупали свой стиль» - подытожил режиссер.

Несмотря на все вышеперечисленные достоинства работы с продуктом Apple, Рэдиум Чунг не хотел бы в будущем снимать на iPhone: «Лично я бы не стал снимать так еще один проект. Я уже сделал это один раз, и подход сработал для этой картины. Я не уверен, что захочу повторить это. Я бы рассматривал другие способы. Мы сняли «Танжерин» два с половиной года назад. Технологии прыгнули вперед, есть новые продукты. Я бы поискал что-то еще и не хотел бы возвращаться к тому, что уже пробовал. Люди интересуются нашим фильмом из-за съемки на телефон, но никто из нас не хотел этого. Как я всегда говорю, мы сняли фильм Шона Бэйкера, а не фильм компании Apple. Мы никак не связаны с Apple. Я бы даже предпочел никогда больше не разговаривать об этом. Да, мы сняли фильм на телефон, но совсем неважно, на что мы его сняли. Были же фильмы, впервые снятые на ALEXA (Arri Alexa - цифровая кинокамера компании Arri, вышла в 2010 году – прим. пер), однако никто не ходил и не кричал: «Вот это первый фильм, снятый на ALEXA!» Мы не стремились к такому эффекту. Это на самом деле первый фильм, полностью снятый на iPhone, но мы бы не хотим, чтобы фильм помнили только за это. Мы нашли прекрасное решение и гордимся, чего мы смогли добиться, имея ограниченный бюджет. В конце концов, мы сделали очень отличный фильм Шона Бэйкера. Это крепкий фильм, рассказывающий отличную историю, честный и трогающий. В нем много правдивых моментов и правдивых эмоций. Вот на это нужно обращать внимание. Я бы не хотел, чтобы люди ходили смотреть кино просто потому, что оно было снято на iPhone. Люди будут говорить: «Рэдиум и Щон снимают еще один фильм наiPhone». Такого не будет. Мы не хотим быть известными за это. Мы попытаемся быть открытыми к другим новым технологиям, любым доступным нам. Если придется, я бы с удовольствием снял фильм на шпионскую ручку с камерой».


Заявить о себе

Готово

Авторизация

Войти


Пароль:


Восстановление пароля

Профессия

Трамплин в профессию

Режиссёр

Режиссёр-постановщик – самая сложная профессия в кино. Того, что умеет режиссёр-постановщик, не умеет ни сценарист, ни актёр, ни оператор-постановщик, ни художник-постановщик, ни режиссёр монтажа, ни композитор.

Профессия

Трамплин в профессию

Фильмейкер

Когда-нибудь английское слово “фильммейкер” в русском языке адаптируется, потеряв по дороге лишнюю “м”, и все люди, связанные с кинематографом, будут понимать разницу между фильмейкером и просто режиссёром.