Ребенок боится оставаться без мамы. Детский психолог, реабилитолог, остеопат для детей с аутизмом, ДЦП, задержками развития. Почему ребенок боится оставаться без мамы Грудничок не может без мамы и минуты

У детей много страхов — они могут бояться высоты и темноты, пауков и собак, грозы и даже клоунов. Но большинство малышей объединяет страх остаться даже на полчаса без мамы — самого дорогого человека, который с первых минуты жизни находится рядом. С возрастом этот страх становится менее выраженным, но некоторые дети даже в 5−6 лет тяжело переживают временную разлуку с мамой.

Страх в дошкольном возрасте

Оставляя 3−4-летнего ребенка хотя бы на полчаса, вы должны быть готовы к эмоциональной реакции с его стороны. Привыкший всегда видеть маму рядом, он будет находиться в растерянности — почему же мама ушла, почему оставила его одного. И неважно, присматривает ли за ребенком соседка, бабушка или старшая сестра, — он все равно может не переставая плакать и проситься к любимой мамочке.

Есть несколько причин, почему ребенок боится оставаться один:

  • тесная связь с мамой;
  • отсутствие самостоятельности;
  • психологические особенности.

Самые распространенные причины — сильная связь с мамой и, как следствие, . В обоих случаях источником проблемы все же является сама мама, а не ребенок — он только принимает ту норму поведения, которую задают в семье. Материнская забота трансформируется в чрезмерную опеку, которая и лишает ребенка столь необходимого ощущения самостоятельности. Желая постоянно быть рядом, мамы неосознанно привязывают к себе детей, и любое расставание воспринимается обеими сторонами болезненно.

Также на то, как ребенок переносит временную разлуку с мамой, влияет его темперамент. Сложнее всего обстоят дела с детьми-меланхоликами. Тревожные и чувствительные от природы, они видят в маме своего главного защитника и союзника, поэтому расставание с ней является стрессовой ситуацией.

Совершенно иная история — наличие у ребенка психологических особенностей. Чрезмерную привязанность к маме можно рассматривать как один из «симптомов» возможных расстройств или сильного эмоционального напряжения. Однако паниковать не нужно — это достаточно редкие случаи, которые могут установить, а затем и скорректировать детские психологи.

Что делать?

Родителей, естественно, волнует вопрос, что делать, если ребенок боится оставаться без мамы, особенно если в ближайшее время ему нужно идти в садик или центр развития. Конкретных методик по решению этой проблемы нет, но есть некоторые правила и советы, следуя которым, можно научить ребенка легче переносить разлуку с мамой:

  • Научитесь сами спокойнее переносить расставание . Часто зависимость мамы от ребенка сильнее зависимости ребенка от мамы. И, первым делом, маме нужно научиться самой менее эмоционально реагировать на расставание, чтобы временная разлука с ребенком не превращалась в драму.
  • Давайте ребенку больше свободы . Уже в 3 года дети стремятся показать свою самостоятельность, но многие мамы эти проявления подавляют. В этом случае, повзрослев, ребенок активно ищет помощи и поддержки матери. Позвольте ему самостоятельно принимать некоторые решения и изучать окружающий мир. Тогда ребенок почувствует независимость и сможет в дальнейшем спокойно переживать минуты расставания.
  • «Тренируйте» ребенка . Дети привыкают к постоянному присутствию мамы рядом, и эту привычку нужно перебарывать, но только постепенно. Сначала оставляйте ребенка одного в комнате и занимайтесь своими делами, затем уходите на 10 минут из дома, оставив его с папой или близкими членами семьи. Со временем малыш привыкнет к тому, что даже если мамы нет рядом, ничего страшного не произойдет.
  • Будьте честны. Не стоит выдумывать хитрые уловки, если вы собираетесь оставить ребенка без маминого присмотра. Наоборот, расскажите ему, куда вы уходите, и попросите вести себя хорошо.
  • Перебарывайте страх вместе. Боязнь остаться без мамы — типичный детский страх, и его нужно прорабатывать. Поговорите с ребенком, спросите, почему он боится. Объясните, что уходите ненадолго, и обязательно вернетесь.

И, что очень важно, ругать ребенка, который боится остаться без присмотра мамы, нельзя. Страх невозможно вытеснить наказаниями — так его можно только усугубить, порождая в ребенке новую волну неуверенности. Не очень эффективны и попытки тихо уйти от ребенка, пока он спит или занят своими делами. Заметив отсутствие мамы, он запаникует и, скорее всего, устроит истерику.

Так что лучший способ — скорректировать линию воспитания в семье и постепенно приучить ребенка к мысли о том, что мама не всегда может находиться рядом.

Боится ли ваш ребенок оставаться без маминого присмотра? Если да, то как вы боретесь с этой проблемой? Делитесь своими советами с другими мамами в комментариях.

Рейтинг: / 0
Подробности Категория: Ребенок от 1 года до 3 лет Просмотров: 696

Очень жаль, что многие мамы задумываются «что делать?» уже к моменту, когда проблема налицо. Сохранить нервы, свои и ребенка, было бы гораздо проще, если бы с самого рождения драгоценного чада каждая мама помнила о моменте, когда ей необходимо будет отлучиться. Какой бы ни была сильной материнская любовь, а адаптация ребенка в социуме имеет важнейшее значение. Поэтому нельзя строить весь мир малыша вокруг одного человека.

Если проблемы еще нет

Избежать множества неприятных моментов удастся тем семьям, которые со дня рождения ребенка начнут готовить его к взрослой самостоятельной жизни. До года детки, как правило, не боятся переходить с рук на руки, признают всякого улыбающегося тетю и дядю, открыто и безбоязненно смотрят на мир. Именно в этот период необходимо закладывать азы общения. Определите круг родных и близких, которым вы доверяете, и на которых смогли бы в случае необходимости оставить малыша. Чаще устраивайте встречи, чтобы дитё с пеленок привыкало к их близости, участию. Адекватные гости тоже не помеха. Если близких рядом нет, не забывайте о такой отличной «развивалке», как детская площадка. Порционно и аккуратно, но настойчиво приучайте ребенка к общению с другими людьми, детьми.

Не забывайте о важности нежности и заботы о малыше. Их недостаток с вашей стороны приведет к тому, что ребенок станет сторониться всех взрослых, замыкаться, ходить за вами хвостиком и требовать внимания до самой школы, а может, и дольше.

Без мамы никак

Каждая мамочка, была бы ее воля, никогда не оставляла бы своего малыша. Но так не бывает, и ребенок должен учиться жить вне пределов маминой юбки. Плачи, истерики, учащающиеся заболевания, даже нервные расстройства при вынужденных расставаниях – результат лишней опеки родителей, возможно, усугубленный психотипом самого ребенка. Как себя вести, если нужно оставить малыша?

  • Не смотреть на ребенка виноватыми, полными слез глазами – так вы только ухудшите ситуацию. Настойчивое спокойное «все, родненький, я скоро приду» будет намного эффективнее. Предложите компромисс: «я побуду с тобой еще немного, а затем ненадолго отлучусь».
  • Проговаривать малышу ситуацию: схожу на работу, в магазин, в аптеку, выброшу мусор и т.д. Даже если вы считаете, что он еще ничего не понимает, спокойный уверенный голос и обещание сразу вернуться помогут договориться. Спокойна мама – спокоен ребенок.
  • Превратитесь на некоторое время в такого же ребенка. Ходите за своим чадом по пятам, требуйте к себе внимания, начните ему надоедать. Возможно, малыш перестанет цепляться за вас, как за соломинку.
  • Поддерживайте всякую инициативу ребенка к самостоятельности. Сам поем, сам умоюсь, сам достану – пусть, даже если после этого вам грозит генеральная уборка.
  • Сделайте расставание с ребенком приятным ритуалом – цем-цем, дружеское «дай пять», потритесь носиками и т.п. Не забывайте о своей интонации: только спокойная уверенная настойчивость – она непременно поможет малышу сделать шаг в большой мир.

Важно с кем вы планируете оставить ребенка. Если это бабушка или тетя, то она не должна пугаться возможных истерик, вести себя так же спокойно, как и вы, уметь отвлечь и не жаловаться потом на кроху, когда вернетесь. Сдавая ребенка в сад или раннюю школу, обращайте внимание на воспитателей – голос, манера говорить, поведение с детьми, отзывы других родителей, программа занятий. Ребенку должно быть интересно в ваше отсутствие, только тогда расставание станет менее болезненным. Не делайте радикальных перемен – время вашего отсутствия должно увеличиваться медленно, но неумолимо.

Мама, ты знаешь, у нас в классе есть девочка, с ней сидит мама на уроках, - сообщила мне Полина, новоиспеченная первоклассница.
Это было ново даже для учительницы - шестилетний ребенок боялся остаться один, без мамы. Из-за слез, переходящих в судороги пришлось согласиться, чтобы мама осталась с девочкой. Только через месяц удалось уговорить ее, что мама будет в коридоре. Ей поставили стул возле двери, чтобы девочка видела ее.
Она играла с детьми, отвечала на вопросы учителя, но периодически проверяла: здесь ли мама.
(Не знаю, что с нею стало: они перешли в другую школу, и я потеряла с ними связь).
Обычно уже к трем годам психика ребенка уже готова к тому, чтобы он смог обходится без мамы или других значимых взрослых какое-то время. Но разные условия воспитания, разные особенности нервной системы ребенка отражаются на способности ребенка открыто шагать в мир, не прячась за спину мамы. Детям до трех лет иногда свойственны страх новой окружающей среды, страх отдаления от матери, боязнь посторонних людей. Именно это заставляет малыша следовать за мамой, как хвостик, пытаясь не выпускать ее из виду.
Можно сказать, что практически всем детям поначалу свойственно открытое принятие людей. Это формирование так называемого «базового доверия к миру». Эта фаза (в русле теории Э. Эриксона) захватывает первый год жизни. Степень доверия, каким ребенок проникнется к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от заботы, которая к нему проявляется. Если ребенок не получает необходимого ухода, не встречает любви и ласки, то у него вырабатываются недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в отдельности и неверие эту она несет с собой в другие стадии своего развития.
Нельзя не сказать о второй стадии развития по Эриксону, который захватывает второй и третий годы жизни. В это время у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. В 2-2,5 года ребенок начинает выделять себя как личность из прежде для него единого целого - семьи - и как бы рождается второй раз, обрывается его сверхзависимость от матери. Это очень важный шаг на пути самостоятельности, и если в положенное время такого обрыва не происходит, то при чрезмерно глубокой связи с матерью может нарушиться дальнейшее развитие ребенка. В это время дети начинают осознавать свою автономность и самоценность. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих. В этом роковую роль играет тревожность родителей, ожидание опасности для младенца с любой стороны. Такие родители сверх меры опекают малыша, даже когда он вполне самостоятельно может сделать то, в чем ему хотят оказать помощь (покормить, залезть на лесенку).
Не приобретая уверенности в общении, способности воспринимать без тревоги отсутствие мамы, ребенок становится маминым хвостиком».

Какие они, эти «хвостики»?

Конечно, нельзя не сказать о психологических особенностях детей-«хвостиков». Обычно осторожничают в общении и прячутся за маму дети-меланхолики. Особенности темперамента видны с первых дней жизни. По данным ученых, таких детей около 20 %. Тонкая организация психики, повышенная возбудимость, природная сниженная общительность, ориентация больше на свои внутренние ощущения и чувства, чем на общение с другими людьми (интровертированность) определяют поведение этих детишек по отношению к матери. Им, безусловно, надежнее, когда мама рядом, а если окружающие люди еще не знакомы, и знакомиться с ними неохота, и вообще лучше спрятаться «от греха подальше».
Конечно, наличие меланхолического темперамента само по себе еще не говорит, что ребенок станет увиваться за мамой и будет бояться отойти от нее. Как считают специалисты, страх внешней агрессии может возникать, если в младенчестве не сформировалось базовое доверие к окружающему миру. Ребенок старается спрятаться за самого надежного, как он чувствует, человека - за маму. На первых порах это довольно мило выглядит: мама преисполнена гордости от такого доверия, от осознания того, что малыш настолько оценивает ее как своего защитника. Но, поощряя и развивая такой уход от общения и «опасностей», можно развить в ребенке застенчивость и даже замкнутость.
Как уже говорилось, до трех-четырех лет дети научаются обходиться без мамы какое-то время. Потому в возрасте трех лет и советуют начинать «погружение в социальную жизнь» - оформление в детский сад. Если ребенок младше и не отпускает маму - нужно более внимательно обратиться к анализу собственного поведения и психологических особенностей малыша, чтобы предупредить «вростание» «хвостовства» в более старший возраст.
С детьми-меланхоликами следует вести себя особенно осторожно, следить за своим поведением и «не подливать масло в огонь», потому что лучше всего постараться предупредить недоверие к миру. Этим нужно заниматься с самых первых дней жизни малыша (а, возможно, и раньше).
К сожалению, многое в мироощущении ребенка привносится из мироощущения родителей, особенно мамы. Если мама тревожна, особенно если в семье довольно сложные отношения, в воздухе «витает» напряжение, то даже «несознательная» кроха ощущает это напряжение. Другими словами, малыш чрезвычайно зависим от эмоционального состояния окружающих людей. О тесной связи матери и младенца очень красноречиво говорит эксперимент, проведенный американцами: мамам часто и долго кричащих младенцев давали возможность просто хорошо отдохнуть. Тогда, возвратившись к детям, они отмечали, что малыши более спокойны. Если мама опасается «отдать в руки» ребенка кому-то, это чувство «впитывается с молоком». Вспомните: не казалось ли вам на первой прогулке, что муж, отец ребенка, не справится с коляской, и что только вы способны это сделать? Такие мысли поначалу приходят в голову довольно большому количеству мам.
В таких ситуациях нужно вовремя говорить себе «стоп». Расслабьтесь, постарайтесь медленно сказать себе: никакой опасности, что ребенка подержит дедушка (хотя бы это случилось и впервые!). Передавая малыша, сохраняйте спокойствие, одобрительно улыбайтесь «новому взрослому», станьте с ним рядом. Большое значение при этом играет психологическое состояние этого «нового взрослого». Если его жесты уверенны, но мягки, то малыш не почувствует недоверия. А если руки его дрожат, он сам не уверен в себе, прикасаясь к малышу, то это же состояние перейдет к ребенку, может последовать протест в виде плача.
В этом случае не утешайте малыша словами: «Ах, этот противный дедушка, напугал маленькую!», при этом испуганно или сердито оглядываясь на «виновника» стресса вашей крохи. Лучше говорите «Ничего, моя дорогая, все будет хорошо. Это наш дедушка, ты к нему еще не привыкла». В интонации вашей фразы должен быть подтекст и для дедушки: похоже, адаптация к ребенку нужна и ему самому. Потому к страху малыша должно быть снисхождение, а не опасение, готовность защищать!
Только ваша уверенность в безопасности ребенка в данной конкретной ситуации может восстановить доверие ребенка к другим людям и обстоятельствам!

«Зеркальный хвостик»

Иногда «мамиными хвостиками» становятся и другие дети: этих меланхоликами назвать никак нельзя: шустрые, вертлявые… Но из-за своей общительности они просто не могут оставаться в одиночестве. Даже в играх им нужен «коллектив», хотя бы в виде мамы. Конечно, поведение малыша-сангвиника очень отличается от меланхолического. Но постоянное требование присутствия мамы тоже иногда утомляет.
Нужно помнить, что для нормального психологического развития малыша ему просто необходим тесный контакт с мамой. Иногда ее хочется просто потрогать. А если она в другой комнате, и нет возможности ожидать, или малыш еще не умеет передвигаться к ней, то лучше всего расположить ребенка где-то рядом с собой: устроить манеж или положить теплый ковер на кухне, подальше от плиты. Привязать его к себе в «кенгурушке».
Став немного постарше, ребенок-сангвиник сам дает «рецепты избавления от хвостовства». Эта проблема отпадает в момент, когда есть кто-то другой для общения, тогда малыш охотно на некоторое время отрывается от мамы, потом это время увеличивается. На долгое время остается лишь проблема занять чем-то малыша, когда ему не с кем больше общаться, кроме мамы. Нужно отдавать себе отчет: ему действительно тяжело играть одному. Такого ребенка нужно обучать самостоятельной игре.

Мне кажется, что стоило его все же получше расспросить - а что такое произошло сегодня. Что он думал, что он делал, почему не заходил, как он думает обходиться с этим дальше.
Я бы дома не устривала никаких наказаний и не демонстрировала обид. Ну, ничего же не случилось. Это его право - ходить или не ходить на кружки. Он не заходил, Вы его увели - это я поддерживаю, нельзя мешать другим.
Давай договоримся, ходим ли мы туда. Если ходим, то без выкрутасов. Ехать, везти тебя туда, а потом уходить мне тоже не интересно. Если не ходим, то больше не пойдем.
Реветь и объявлять бойкот было неправильно. ИМХО.

Я бы советовала пойти к ребятенку и помириться.
Рассказать, отчего Вы так расстроены, и что Вы сами сожалеете, что на него рассердились, что плакали, что отказывались потом играть. Объяснить, что Вам было очень неприятно было создавать помехи окружающим и мешать занятию, что Вам ужасно жалко, что пришлось одеваться, ехать, собираться на занятие, когда это, оказывается, ему не нужно, что Вам очень некомфортно, что он не объяснил внятно, чего хочет, что Вы вспылили еще и от неожиданности.
А потом поговорить о делах.
Расспросить, почему он не заходил на занятия. Обсудить, что делать дальше. Предложить варианты - пропустить несколько занятий и отдохнуть (если ты устал), бросить занятия вообще (но мне казалось, что тебе нравится) или все же ходить на них (попробуем в следующий раз? но уж, пожалуйста, без таких вот шуточек).

А еще. Я бы посоветовала Вам все-таки стараться приучить сына оставаться одного не только на занятиях. Дома - в другой комнате. когда Вы на кухне. Возможно, с другими детьми. На улице, когда Вы отошли в сторонку. Все же с папой или с бабушкой, а не с Вами. Наконец, снова с няней.
Мне кажется, что это все более простые и щадящие вещи, чем посещение в одиночестве занятий. И с них лучше было начать.

И поболше разговаривать об этом с малышом. Сказки сочинять про храброго мальчика (как его зовут?), который не боялся (и про того, который боялся) оставаться один. Смеяться с ним вместе над историями, которые с теми происходили. Не ругать сына, что он боится (трус, как девочка, маленький!), но вместе с ним стараться этот процессу упростить. Он должен понимать, что Вы знаете, что он боится, что считаете, что страшного нет, пытаетесь ему это объяснить (весело, не злясь) и помочь не бояться. 11.11.2004 15:25:14, Anykey

Спасибо большое.
Да, я спросила его сразу, почему он не захотел идти заниматься. Он ответил, что захотел домой. Ясное дело, что придумал это объяснение, т.к. дома только и спрашивал, когда мы пойдем, и шел целенаправленно с радостью.
Проблема в том, что это не единичный случай, а повторяется с любыми занятиями из раза в раз.
"Его право - ходить или не ходить на кружки"... Да! Но ведь ему там нравится, а это просто каприз какой-то! И хочет он туда ходить, т.к. начинает ныть, когда говорю, что сегодня мы не сможем пойти, например.
И в принципе я сказала ему все примерно Вашими словами. Ходить на занятия хочет, бросать не собирается, больше так не делать - обещает, но в следующий раз все повторяется. Что же действительно сдержать свое "если будешь так себя вести, то больше не будем ходить"? Но ведь жалко, т.к. очень хорошие занятия, и для развития нужные нам они.
11.11.2004 15:50:54, Растерянная

Вас так жалко, растеряная. Конечно, никто не железный. Может, попробуйте сыграть на любви к вам ребенка и жалости к вам? Я со своим сыном и дочерью так иногда делала: идете на занятия, молчите или отвечаете односложно, но ласково типа: "да, котенок", "нет, зайчонок" - лицо очень грустное, спокойное, усталое, безучастное, потерявшее всякую надежду - утрируйте, как можете (ребенок то-маленький, а надо, что-бы заметил), как заметит - вспомните все самое грустное в своей жизни, присядте до уровня его глаз и, не кривя лицо и глядя ему в глаза все с той же вселенской грустью, пустите слезу. Обясните, что очень любите и гордитесь своим сыном, но вам очень грустно, что у него не получается молча и твердым шагом войти в класс и сесть за свой коврик. Скажите, как сильно вам хочется, то-бы он поцеловал маму, сказал "сиди здесь и не уходи", вошел в класс и сел за свой коврик. Попросите вам помочь и дать возможность восхищатся и гордится им. Потом немного поплачте вместе, обнявшись - это снимет нервное напряжение у ребенка и он, напереживавшись и наплакавшись - спокойно войдет в класс. (мои бы что угодно после этого сделали)Но не веселейте после обещания, даже выразите некоторые сомнения, что, мол, уже потеряли надежду. Идете медленно, вяло держите его за руку. Если все получится, после занятия, возьмите его на руки, поднимите вверх, покрутите - короче, выразите свой восторг. Больше об этом не говорите - но пару дней побольше улыбайтесь и изображайте ничем не омраченное счастье. Потом дома поиграйте как он целует вас около какой-нибудь двери, говорит - сиди здесь, не уходи - заходит в дверь и садится на одеяльце на полу. Сидит секунды три, чего-нибудь поет - изображает занятия - выходит из двери, вы его хватаете под мышки, поднимаете наверх и покачиваете, смотрите на него и смеетесь. Расскажите при ребенке знакомым, как вы совсем отчаялись и как он вас порадовал.
Уф... ну и графоманка же я.
Ирунчик 13.11.2004 22:11:54, _Ирунчик

От кого:

Мама 4-летки

Девочки, хочу пожаловаться, весь вечер не могу успокоится...
Ребенку 4 года, стали ходить с ним на развивающие занятия, там требуют чтобы мамы ждали в коридоре, мой ни в какую не остается заниматься если меня нет в классе, первые несколько занятий мне разрешали сидеть, сейчас настаивают чтобы я выходила, а если мол будет плакать мы вас позовем. Но у ребенка уже стресс, он начинает плакать от самого дома: мама ты не уйдешь в коридор? дошли до невроза, он отказывался ходить в сад, устраивал истерики (чего никогда не делал).
Как только я ему пообещала что буду с ним сидеть на занятиях - наступила тишь да благодать. Он успокоился, с садом все наладилось, сон и поведение пришли в норму, то есть как я поняла причина нервного срыва у ребенка была именно невозможность заниматься без мамы.
Но педагоги уперлись и сегодня мне несколько раз во время урока было сказано в строгом тоне чтобы я вышла. Я не вышла, потому что обещала ребенку что не сделаю этого пока он сам меня не отпустит.
В результате он стал нервничать, опять говорить "я боюсь", вечером выдал мне фейверк из ужасного поведения...
Я хочу понять, кто прав, потому что мне придется на следующий урок идти к заучу, препод сказала что не пустит нас на занятия без его разрешения.
Сразу хочу сказать, что мы не в Москве, и выбора у нас нет, эта школа очень известна в городе и попасть в нее сложно. Сын занимается прекрасно, делает успехи, можно сказать он в тройке лидеров, чувствует себя на занятиях комфортно, очень активно работает, если что не понятно - смело спрашивает, очень горд что делает САМ работы (лепка, рисование), любит петь, любит музыку.
А самое главное я вижу какую огромную пользу приносят эти занятия в плане его социализации и повышения уровня самооценки. Мальчик очень боязливый и робкий, но просто растет на глазах.
Не могу вдолбить это преподам, не могу достучаться...
Понятно, что там пахнет совком, но уж что есть..
Вопрос в общем такой: имею ли я право находится на занятиях с ребенком 4 лет? могу ли я заучу сказать что мы будем заниматься вместе этот год?
занятиям я не мешаю, сижу в заднем углу класса, ребенок на первой парте, в группе 10 человек, никто на меня не отвлекается, включая моего ребенка, я не издаю ни звука...как мебель короче.
ОЧЕНЬ НЕ ХОЧЕТСЯ БРОСАТЬ, поймите, и я и ребенок приложили такую массу душевных сил чтобы забраться на эту ступень, что скатываться с нее обидно до слез...
Спасибо что дочитали...

бросьте все занятия, в таком возрасте еще дома можно всем этим заниматься. в сад пойдете в подготовительную группу, ребенок уже будет готов. вы смеетесь? какие хорошие школы, если у вас неврозы? почитайте про тики, и про неврозы навязчивых состояний, это то, во что они выливаются, если не лечить, а лечение - это создание для ребенка максимально комфортной и спокойной обстановки.

говорит: я боюсь тут без тебя, боюсь детей, боюсь тетю..но это мне кажется он говорит уже оттого что не может придумать что ответить, ни дитей, ни тетю он не боится когда мама в классе сидит у него за спиной, совершенно свободно общается
но ухода мамы боится как огня

Мне кажется, что это не ребёнок боится остаться без мамы, а мама без ребёнка. Возьмите себя в руки, и в следующий раз с улыбкой на лице и твёрдым голосом скажите, что на занятия сын пойдёт сам, как и другие дети, а вы тем временем пойдёте и купите ему сюрприз.
После занятия ни в коем случае не жалеть, а мягко и опять с улыбкой спросить, как прошло занятие, что новое вючил и т.д.
Главное - научитесь контролировать свои эмоции.

На правовые вопросы я ответить Вам не могу, но, может быть, Вам поможет мой опыт "мамского сына". Впервые мы пошли на развивалки в 2 года, ребенок ходил туда с интересом, но тоже "за руку". Ему нравилось все, но суть этих занятий не только в лепке букашек, но и в том, чтобы он стал чуть-чуть более самостоятельным. У нас не получалось его оставлять в группе одного, и, несмотря на то, что меня не прогоняли (возраст маленький был), мы ходить перестали.
В 3, 3 я пошла с ним на физическое развитие - там детки развивали позвоночник, гибкость и т.д. Только первое занятие можно было с родителями, потом - сам. Ребенок сказал просто: ходить буду, но "прыгать" будем вместе. НИКАКИЕ уговоры не помогали, мы снова не пошли.
В 3,6 я отдала его в садик. Что я пережила - не передать словами. Он орал месяц, каждое утро и каждый вечер, правда, вполне себе быстренько успокаивался, когда я исчезала из поля видимости. Первый год мы ходили в сад на 4 часа - до сна. Через месяц он перестал орать и ходил уже нормально, но без желания.
После лета все началось снова - месяц страшных слез, истерик, крика, плохого сна. Ему было 4,6, я пошла с ним к психологу. Милая врач поговорив с ним сказала: мамочка, ваш малыш прекрасный манипулятор, он борется за свои интересы и всегда их отстаивает. Если у вас есть свои интересы - научитесь отстаивать их тоже.))) И мы снова через месяц замолчали и ходили год отлично.
В 5 лет я повела его на у шу. Ребенок закатил ор - нееет, там не буду, ты куда уйдешь, ты меня не заберешь и т.д. Ушли.
Сегодня ему 5,7, мы снова орали весь сентябрь при походах в сад, снова все прошло, но уже ни в какие секции мы не ходим - я решила, что лучше спокойно привыкнуть к саду, ходить туда с удовольствием, чем снова переживать стресс самой.
Мамские мальчики - это ужасно, просто кошмарно трудно. Разговоры: давай ты придешь с работы не в 5, а в 4? - у нас постоянны. Я не хожу в театры -вечером он не засыпает без меня. Он не ездит к бабушкам на дачи - потому что я работаю, а без меня он не ездит. Он все время как щенок оглядывается - где мама - даже когда гуляем. Но, есть один плюс - мальчики быстро вырастают, и все эти привязанности быстро уходят лет эдак в 15 Перетерпеть?..

В 4 года дети вполне способны оставаться без мамы на таких занятиях. Помницца, моя в два с половиной года тоже плакала какое-то время, когда я оставляла ее на занятиях в частном саду, но мне это просто пришлось пережить. На самом деле, все закончилось быстро. И так было у нескольких человек, плач просто пришлось пережить, но у нас и педагоги были хорошие.
Сейчас дочери 4 года, ходит на занятия в частный сад, никто в группе не плачет.
А вы сами представьте, как переживает ребенок. Он думает "сейчас уйдет, сейчас уйдет..", для него уже стресс просто ожидание того, что вы уйдете в коридор.
А еще это может быть формой манипуляции.
у вас есть три варианта, собсна. 1. четко проговорить с сыном дома, что вы при любом раскладе будете сидеть в коридоре и пережить этот плач (он закончится быстрее, чем вы думаете, главное, чтобы вы сами были решительно настроены) 2. Сидеть с ним на занятиях, при этом вызывая неудовольствие педагогов и других родителей. 3 оставить занятия до следующего года.
Но, повторюсь, мне кажется, что в 4 года дети ужасно самостоятельные и в обществе себе подобных им мама практически не требуется.
Я лично склонна считать подобные проявления чистой манипуляцией.

Так Вы объясните-либо ты ведешь себя нормально и занимаешься,либо на занятия мы не ходим.Другие то мамы с лялечками в классе не сидят,ты же видишь...Выберет не ходить- значит не так они ему и нужны.

У меня абсолютно немамский ребенок. Из тех, кто спокойно бежал первый раз в садик, кто оставался на развивалках один с года и нескольких месяцев и т.д. Но в четыре с половиной года внезапно решил устроить мне "мамканье" - мы пошли на новую для него развивалку. Категорически не оставался в группе один, требовал моего присутствия. Сидела несколько занятий. А потом решила, что хватит - во-первых, мне там жутко неудобно сидеть в уголочке полтора часа, жалко времени, пролетающего впустую. Во-вторых, ну мешаю я преподавателям и другим детям, оглядывающимся на чужую тетю и наблюдающих периодическое общение меня и ребенка. В-третьих, мне четко указали, что преподаватели против подобной ситуации. Итог - спокойно проговорила эту тему с ребенком "Я очень тебя люблю и скучаю без тебя, но на занятиях ты будешь один по вышеозвученным причинам. Я буду сидеть в коридоре за стенкой, все занятие и никуда не уйду. В любой момент ты можешь выйти и проверить мое наличие. Если тебя не устраивает что-то в общении с преподавателем - ты можешь не отвечать или сказать,что тебе не нравится, к тебе обязательно прислушаются..." И сразу выполнила свое решение, не выматывая ребенка обсуждениями и переменами решений. Сидеть в коридоре пришлось почти год! Я перечитала кучу скучных книжек, переиграла во все игры на телефоне, связала кучу всяких ненужных вещей. Но итог хорош - ребенок спокойно остается на занятиях. И при попытке повторить подобное в этом году было достаточно один раз сказать "Ты будешь ходить на эти занятия один. А я приду за тобой после, и приду вовремя".

Сначала попробуйте с завучем переговорить. Вполне возможно, что Вам пойдут навстречу. Бросить занятия всегда успеете. Только разговаривать нужно без ребенка... Вспомнила из "евских" советов: одна девушка в подобной ситуации оставляла ребенку свою вещь (сумку кажется) как гарантию того, что она обязательно за ним придет

А нам вот шесть. И никуда без мамы. На развивалки ходим с четырех. Я сначала все время сидела с ней. Постепенно она привыкает (т.е. если развивалки начинаются с сентября, то где-то к НГ привыкает). И на некоторые занятия ходит сама, а на некоторые ни за что одна не идет. Но на следующий год (в пять) опять то же самое. До НГ ходили вместе или со слезами((. И сейчас опять этот кошмар. А ей шесть. Причем ходим в один и тот же детский клуб, учителя все три года одни и те же. Куда-либо ещё ходить без меня ни за что не соглашается (пытались в этом году). Уже сказала, что в школу НЕ пойдет совсем, только если со мной. А мы записались на подготовку, говорит нет без меня не пойдет.... У меня уже паника. Думала, что с возрастом пройдет, а нет... Завтра идем на консультацию к психотерапевту. Что делать...Где бы действительно хорошего психолога найти?

ИМХО, вашему ребенку просто мало мамы. вы ж в сад его водите и вполне понятно, что вечером ребенок ждет общения с мамой, а мама снова его на занятия. вот он и прост, чтоб вы хоть присутствовали. если вам хочется обязательно ходить на развивалки, то в эти дни(если есть такая возможность) не ходите в сад, а общайтесь с сыном дома.

Я писала выше про манипулятора.. Хочу более развернуто объяснить, отчего подобное поведение требует, так сказать, коррекции. Особенно, если ребенок у Вас единственный в семье.
Для большинства детей преодоление себя, своих страхов
служит средством достичь самоуважения, признания себя. В вашем случае ребенок основывает свое поведение на неполезной ему самому позиции: "Я добиваюсь и делаю то, что хочу только тогда, когда я слаб"
Такая установка сложилась на основе постоянного опыта.
И сейчас Вы делаете все возможное, чтобы таки быть с ним рядом на занятиях. Однако вся его будущая деятельность (в семье, в школе, в кружках) зависит от того, попадет ли он в положение, в котором увидит толк не от своего бессилия, а от своей силы, от преодоления себя. Вы или кто-то другой (педагоги, психологи) должны ему в этом помочь.