Проект «Волшебные свойства магнитов. Волшебные свойства магнитов Среда — природное электричество

В России ежегодно отмечается день науки. В детском саду это событие не остаётся незамеченным, ежегодно проходит неделя науки в подготовительной группе. В течение недели планируются разнообразные эксперименты, доклады и проблемные ситуации, которые знакомят детей с научными открытиями. В рамках «Недели научных открытий» мы с детьми подготовительной группы мы проводили такие мероприятия.

Понедельник — робототехника

В ходе которой дети узнали, что роботы используются в различных областях: медицине, космосе, производстве, в развлекательных целях. Дети с охотой делились впечатлениями о том, где они видели роботов.

Изготовление робота из коробок. Дошкольники назвали его Робиком, он каждый день приносил для детей интересные задания.

Рассказ воспитателя о научных достижениях человечества, решение проблемных ситуаций, типа «Что было бы, если бы не придумали самолёты (компьютеры, мультики т.д.)».

Внесение в группу схем и чертежей для рассматривания.

Самостоятельные игры с микроскопом, лупами, стёклами от очков, зарисовки наблюдений в книге «Что я видел».

Вторник — лаборатория воды

Открытие лаборатории воды. Робик принёс детям воду, краски, соль, камни, лимон, разные ёмкости, мерные ложки и многое другое, с помощью чего можно доказать предположение детей о разных свойствах воды.

Изготовление цветных льдинок для ледяной скульптуры. Поскребли мы по сусекам и насобирали разные формочки для льда, вкладыши, детали конструктора и ещё кучу всего, куда можно залить воду. Ещё нам понадобились вёдра разного размера и пищевой краситель. По ходу деятельности мы закрепили способы получения цветов путём смешивания и выясняли особенности измерения объёма жидкости.

Просмотр презентации «Вода в природе», целью которой являлось выяснить знания детей о воде, её агрегатных состояниях. Мы вспомнили, что есть вода в овощах и фруктах, потому что наблюдали, как из них испаряется вода в течение недели, а потом помещали в жидкость и овощи принимали первоначальный вид. Говорили о круговороте воды в природе, вспомнили свойства пара.

Среда — природное электричество

Знакомство детей с природным электричеством. Опыты с электричеством всегда привлекают внимание детей. Вот и в этот раз мы прикрепляли воздушные шарики к стене, потерев тряпочкой, искали электричество в шерстяных вещах.

Просмотр передач о научных открытиях.
Конструирование роботов из разных материалов по предложенным схемам. Дошкольники проявили фантазию и сделали роботов из бумаги, спичек, конструктора. Потом стали изготавливать машины, ракеты-роботы и т.д.

Четверг — магнитная лаборатория

Открытие магнитной лаборатории. Мы беседовали о полезных ископаемых, вспоминали свойства магнитов, искали предметы в песке с их помощью и заставляли героев театра двигаться.

Разгадывание ребусов по теме недели. Я старалась подобрать для детей развивающие задания по теме недели: логические таблицы, ребусы, лабиринты, корректурные пробы и зашумлённые изображения.

Домашние заготовки «Работа ТЕЦ». Дошкольники вместе с родителями подготовили небольшие сообщения и презентации о работе электростанций.

Экспериментирование с различными материалами. Мы выдвигали различные гипотезы, а потом доказывали или опровергали их, как настоящие учёные. Мы надували шарик на бутылке, пытались заморозить подсолнечное масло, утопить яйцо и многое другое.

Пятница — оформление выставки, подведение итогов

Тематическая прогулка «День рождения Снежной королевы». На прогулке мы помогали королеве делать угощения: ледяные пирожные и огромный торт.
Открытие выставки «Роботехника» совместных работ с родителями.


Изготовление схем экспериментов, научных буклетов о свойствах воды, почвы, воздуха, брошюры «Для чего нужна вода». Дети подготовительной группы показывали это пособие малышам и рассказывали им о воде.

Изготовление рации — телефона для сюжетных игр.

В течение недели мы читали познавательные сказки Т.А. Шорыгиной, наблюдали за огородом на окне и ели лук собственного производства.

В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них - бакуган). Увидев интерес детей к магнитам, я решила поближе познакомить их со свойствами магнитов, подробнее рассказать об их использовании. Помогли в этом забавные игры в детском саду, выстроенные в определенной последовательности. Занятия в детском саду по ознакомлению со свойствами магнитов рассчитаны на подготовительную группу.

Необходимо было провести предварительную работу и начать ее с приобретения магнитов. Для большинства игр можно использовать маленькие магнитики, которые применяются в мебельных замках. Магниты с окрашенными полюсами можно попросить для временного пользования в ближайшей школе.

Атрибуты для игр можно изготовить совместно с детьми на занятиях или в свободное время:

  • автомобильные трассы нарисовать на листе формата А3,
  • бумажные лодочки сложить на занятии по конструированию,
  • рыбок вырезать по шаблону из цветных клеенок,
  • бумажные заготовки для машинок можно нарисовать или сделать аппликацией.

Необходимо провести инструктаж детей по работе с колющими предметами (игла, гвоздь).

Сейчас в образовательном процессе педагоги часто используют технические средства обучения, в том числе мультимедийный проектор, что значительно повышает уровень познавательного интереса. Хорошо бы сопровождать предъявляемый материал наглядностью и при знакомстве детей с магнитами. Чтобы все дети имели возможность самостоятельно выполнить задание, принять участие в играх-опытах, меньше уставали, проявляли активность и самостоятельность, стоит приготовить атрибуты для каждого ребенка. В зависимости от подготовленности и интересов детей занятие, конспект которого представлен ниже, можно разделить на две части.

Конспект занятия в детском саду НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ

Цель занятия в детском саду - развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство с понятием «магнит».
  • Формирование представлений о свойствах магнита.
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия в детском саду

1. Организационный момент

Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

2. Все ли притягивают магниты?

Опыт с различными предметами

  • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
  • деревянный карандаш,
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
  • бумажный кораблик,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, - в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод. Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Педагог: — Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

— Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

3. Действует ли магнит через другие материалы?

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • стакан с водой,
  • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. В стакан с водой опустить рыбок.
  2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование (на каждую пару детей):

  • лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
  • заготовки для машинок (дно, крыша) - по количеству детей,
  • металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
  • ножницы и скотч (можно клей и кисти),
  • палочки длиной примерно 30 см с прикрепленным на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.

Ход опыта:

  1. Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
  2. Установить автомобили на старте.
  3. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.

Педагог: — Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

4. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • кусочек пенопласта в виде лодочки,
  • портновская игла для мачты,
  • цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
  • маленький магнитик,
  • миска или таз с водой.

Ход опыта:

  1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
  2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

Педагог: — Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

5. Все ли части магнита имеют одинаковую силу?

Опыт «Магнитные узоры»

Оборудование:

  • магниты разных форм и размеров,
  • железные опилки (можно получить стачиванием гвоздя напильником),
  • лист оргстекла (лучше с бортиком).

Ход опыта:

  1. Положить магнит под лист оргстекла.
  2. Посыпать лист железными опилками и постучать по нему пальцами.
  3. То же самое сделать, положив под оргстекло другие магниты.

Результат опыта. Большая часть опилок соберется по концам магнитов.

Вывод. Сила магнита больше по его краям.

6. Почему иногда два магнита отталкиваются?

Опыт № 1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

  1. Поднести два магнита друг к другу.
  2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

Опыт № 2

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом - разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Педагог: — Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт «Управление автомобилем»

Оборудование:

  • два магнита с окрашенными полюсами,
  • игрушечный автомобиль,
  • скотч.

Ход опыта:

  1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.
  2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные - назад.

Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

7. Где еще используются магниты?

Педагог: — Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

8. Окончание занятия в детском саду

Педагог: — Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети: — Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

Педагог: — Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.

Исследовательский проект "Волшебство магнита"

Подготовил: Кулешов Дима, воспитанник дошкольной группы
Руководитель: Кононова Татьяна Александровна,воспитатель дошкольной группы, МБОУ "Стаевская СОШ"

С самого раннего детства я мечтал стать добрым волшебником и помогать всем, кто попал в беду и нуждается в помощи. Только где взять волшебную силу? Много раз я задумывался над этим вопросом. И вот папа подарил мне камень-магнит и сказал будто бы он обладает волшебной силой.

Также рассказал мне одну удивительную историю, как однажды у него сломалась машина и при ремонте потерялась одна очень маленькая, но очень нужная деталь. Папа долго искал её в гараже и никак не мог найти пока не вспомнил про волшебный камень. Случилось чудо, машина была спасена. Папа знал о моей детской мечте стать волшебником, поэтому и подарил мне этот камень. Я очень хотел убедиться на самом ли деле он обладает волшебной силой. Для того, чтобы проверить это на практике я принёс чудо-камень в детский сад.

Вот здесь и началась моя исследовательская работа. Мы с воспитателем поставили цель и определили задачи для её достижения.

Цель: Выяснить полезные свойства магнита.
Задачи: Узнать кто придумал магнит, для чего его используют взрослые, как могут его использовать дети.

Ход работы

Наличие волшебного камня даёт мне возможность стать добрым волшебником и мне очень хотелось срочно спасти кого-нибудь от беды. Татьяна Александровна принесла письма от сказочных героев, которым нужна была моя помощь. Чтобы попасть в сказку мы построили чудо-самолёт и отправились в путь.

Письмо№1
От Незнайки:
«Привет, мой друг! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста.»

Как же можно помочь Незнайке? Как?
- Как отличить железные детали от остальных?

Начинаем проводить эксперимент.
Опыт №1
В коробочке у Незнайки лежало много изделий из разных материалов. Я отсортировал их и разложил на разноцветные листы картона. И как же узнать какие именно нам нужны для ремонта машины?
Нам помог волшебный магнит-все железные детали неведомой силой притянулись к нему.
Вывод:
Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы.

Письмо №2
От Буратино:
«Я, Буратино потерял свой золотой ключик в пруду. А злой Карабас- Барабас при помощи злого волшебника сделал воду в водоёме ядовитой и помочь мне совершенно некому. Я не знаю, как достать ключик и прошу вашего совета, помогите!»

Опыт №2
Представим; что скрепка-это золотой ключик, а стакан с водой-пруд. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук? Показываю, как это сделать (вести магнитом по стенке стакана). Что двигало скрепку? (магнитная сила).

Вывод:
Магнит сохраняет свои свойства и действует через стекло и воду.

Письмо№3
От Золушки:
«Злая мачеха подкинула мне очередную работу, она закинула в разные крупы – гречневую, манную, пшеничную и другие: металлические предметы и наказала всё быстро перебрать

Опыт№3
Я провёл магнитом по тарелочкам с мукой, все железные предметы притянулись к нему.

Вывод:
Магнитные силы действуют через любые крупы.

Письмо №4
От Василисы Прекрасной:

Мой друг, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос, как он появился и для чего нужен?»

Легенда о магните
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Заключение
В процессе своего исследования я выяснил:
-Магнит - это природный камень.
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон, стекло).
-Люди используют свойства магнита в своих целях (магнитофонные колонки-динамики, компас, холодильник)

Магнит очень нужен и детям. У нас в детском саду есть магнитная доска, магнитные игры, буквы и цифры.
С помощью магнита я стал добрым волшебником и помог не только сказочным героям, а и в обычной жизни друзьям и родным людям.
Например:
У моей бабушки отломилась дужка у очков и затерялся маленький болтик. Я смог помочь ей и выручить из беды. Добрыми волшебниками можете стать и вы, попробуйте провести опыты с магнитом-это очень интересно и увлекательно.

Презентация на тему: Исследовательский проект "Волшебство магнита"

Мамонтова Ольга Ивановна, воспитатель муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников № 38 «Гвоздика» с. Кочубеевского Кочубеевского района

Познавательно – исследовательский проект

«Волшебный камень магнит»

Участники проекта:

Воспитатель: Мамонтова О.И.,

дети, родители группы «Почемучки»

МДОУ № 38 «Гвоздика»

2014 учебный год

Тема: Создание мини- музея «Валшебный камень магнит» как средстворазвития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проблема: Федеральные Государственные Требования предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности ребенка в процессе формирование представлений о магните, его свойствеи использование в медицине, технике, быту и в группе.

Задачи:

  • Знакомство с понятием «магнит»;
  • Познакомить с историей появления «магнита»;
  • Формирование представлений о свойствах «магнита»;
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
  • Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность,любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
  • Активизировать личностную позицию ребенка
  • Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
  • Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)
  • Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Объект: Магнит и представление, что умеет магнит.

Предмет: Создание психолого – педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

1этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный).

Мотивом для творческой, познавательно-исследовательской деятельности дошкольника для нас, педагогов является развивающая и воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

2 этап – поисковый

В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования.

В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы и составляются планы - действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы.

3 этап – практический

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.

Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

Гипотеза:

Если мы создадим психолого – педагогические условия для органицации мини- музея «Волшебный камень магнит», то у детей:

  • Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности:
  • Сформируются навыки исследовательской деятельности:
  • Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами магнита, повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Задачи для педагогов:

  1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
  3. Составление плана-схемы проекта.
  4. Сбор, накопление материала.
  5. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.
  6. Обогащение предметно-развивающей среды
  7. Создание мини-музея «Волшебный камень магнит»
  8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
  9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
  10. Презентация проекта.

Задачи, поставленные для детей:

  1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит?, как появился магнит?, какие бывают магниты?, свойства магнита, эксперименты с магнитом).
  2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
  3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле)
  4. Формировать исследовательские навыки.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
  6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.

Задачи, поставленные для родителей:

  1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
  2. Участие в организации мини-музея «Волшебный камень магнит»;
  3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»;
  4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды;
  5. Сбор, накопление материала

Схема работы по проекту

Презентация проекта «Волшебный камень магнит»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирование представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве , использование в медицине, технике, быту и в группе.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о магните,познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»;актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
  • развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, делать выводы, обобщения, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
  • воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества;

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • Научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Оборудование: «волшебный» клубочек, ноутбук, проектор, посылка со звуковым письмом и «волшебным камнем», шапочки, магниты, карточки с изображением предметов, рукавички, металлические предметы, емкость с водой.

Примерный ход мероприятия.

Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит, и сегодня мы покажем наш результат.

Организационный

Ребята, заходят в зал под музыку.

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

2. Посылка от почтальона.

Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей старшей группы «Почемучки»

(Дети садятся на ковер и рассматривают содержимое посылки.)

Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает прослушать звуковое письмо.

  1. Письмо от Лунтика.

«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».

Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?

Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и отправить ему такое же звуковое письмо.

Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как он называется? (Ответы детей)

(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

А Свитенко Алина расскажет нам, что такое магнит…

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита.

Чтение стихотворения «Магнит»:

С мамочкой мы мастерицы:

Занимаемся шитьем.

То иголочками, то спицей

Целый день одежду шьем.

А вчера совсем случайно

Потеряли мы иглу.

Целый день ее искали

И придумали игру.

Если мы возьмем магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду о появлении магнита нам расскажет Артем.

Легенда о появлении магнита

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель : На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами в группе изучали долгое время магнит. Скажите, какими свойствами обладает магнит?

Уважаемые гости предлагаю посмотреть фотографии как дети изучали свойства магнита в группе.

Просмотр фотографий «Экспериментирование с магнитом»

Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» предлагаю послушать наших юных исследователей в лаборатории.

  1. Лаборатория.

«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».

Что мы знаем о свойствах магнита?

Как эти свойства можно проверить?

Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент».

Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы» Борканова Лиза

«У меня случилась неприятность. Моя собачка стащила у меня все металлические детали перепутала их с пластмассовыми, резиновыми и деревянными, и спрятала их под кровать.

Я очень расстроилась, так как сама не могла справится, но мама предложила взять магнит и разобрать их. Я сначала удивилась, как это камень может мне помочь? Мама сказала: чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.

Вот я сейчас и проверю. « Важное дело – Эксперимент!

(Лиза берет магнит и самостоятельно извлекает с его помощью из коробки железные предметы.)

В коробочке осталось предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги, потому, что они не притягиваются к магниту, они не сделаны из магнитных металлов

Опыт № 2 «Форма магнита и его сила» Сурин Сергей

Я хочу рассказать о форме магнита и его силе.

Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.

Я взял одну коробку и положил в неё монеты. В две другие коробки положил гвозди и скрепки. Если взять магнит в форме подковы и поднести его к каждой из коробок, можно увидеть, сколько предметов притянулось к нему. Также можно использовать прямоугольный и круглый магниты и увидеть сколько предметов притянулось к каждому из магнитов.

Магнит в форме подковы притягивает больше предметов, чем прямоугольный. А прямоугольный больше, чем круглый магнит.

Опыт № 3 «Полюса магнита» Рябихин Миша

“Я очень люблю играть с магнитом. Я даже придумал машину на магните.” (ребенок показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом.) “Когда я подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ ребенком)

Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ ребенком) “Магнит сломался,” – решил я и очень расстроился.Мама мне рассказала, что у магнита есть разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы – машинка отъезжает. Когда сближаем разные – то машинка подъезжает. Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или одинаковые полюса.

6. Динамическая пауза «Волшебный камень»

А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Наверное на этом поле растут злаки?

Магнитное поле Фомин Матвей

На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется пространство около магнита. У Земли Тоже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит

  1. Фокусы.

Воспитатель : А сейчас я хочу вас позабавить.

(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает скрепку).

1.«Достань скрепку»

Я загадаю вам одну очень интересную загадку: « Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?»

Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки.

Значит у магнита есть сила,он действует сквозь стекло и воду.Так происходит из – за подводного магнетизма. Магнитная сила действует также под водой.

  1. Волшебная рукавичка

Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»

(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит.К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).

Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?

Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.

  1. Просмотр фотографий «Мы играет с магнитом»

- А сейчас я предлагаю посмотреть фотографии «Как мы играет с магнитом»

Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным

  1. Для чего нужен магнит.

Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?

Скажите мне, пожалуйста, вы узнавали что –то новое и интересное, откуда вы добывали эту информацию? (Спрашивали у взрослых, находили и читали в книгах, выходили в Интернет, услышали по телевизору, позвонили другу и т.д.)

Сегодня у нас с вами есть возможность рассказать нашим гостям, о том что вы узнали в книгах, в интернете, у взрослых.

  • Медицина

«Применение магнитов в медицине» Вика Рамонюта

Магниты используются во многих медицинских приборах. Для их создания используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют электричество. Так же магниты очень часто используются при лечении сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза. Магнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления.

  • В быту: Гелеверьева Полина

В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный, в электрических гитарах

Двери нашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксация столовых принадлежностей на кухне.

Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды.

  1. Ответ Лунтику

Вот мы свами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен. У нас есть возможность пообщаться с Лунтиком по скайпу

(Дети с воспитателем проходят к ноутбуку)

Давайте поздороваемся и расскажем Лунтику о том, что узнали о «волшебном камне».

Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где его используют? (Ответы детей).

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

  1. Ответ от Лунтика.

«Спасибо,вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч!»

  1. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.

Рудкина Любовь Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР№34 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская обл.
Наименование материала: Проект
Тема: "Необыкновенный мир магнитов"
Дата публикации: 06.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Актуальность проекта:

актуальна тем,

образовательном

процессе

экспериментирование

является

обучения,

позволяет

моделировать

сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении

взаимозависимостей,

закономерностей.

работают

магнитом,

задумываясь

о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности

человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка

формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проблема: Федеральные

Государственные

Требования

предусматривают

всестороннее

гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применение стала

актуальной.

доступный

универсальный

материал,

применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но,

несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У

необходимость

пользоваться

предметами,

изготовленными

заинтересовать

родителей

совместной

экспериментальной

деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к

активному

обогащении

предметно-развивающей

воспитывать

жизненную активность у детей и родителей.

Планируемый результат:

В ходе реализации проекта дети будут знать, какие предметы может притягивать к

себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его

разнообразие и значение. Дети будут стремиться к самостоятельному познанию и

размышлению, логическому мышлению, умению выделять лишний предмет и

обосновать свой ответ.

Эксперимент с магнитом.

Ц е л ь: Дать

представление

о свойствах

Развивать познавательную

активность

процессе

знакомства

со свойствами

Способствовать

овладению

приемами

практического

взаимодействия

окружающими

предметами,

развивая мыслительную активность, наблюдательность.

Задачи:

систематизировать знания детей о магните, познакомить с историей появления

«магнита»;

формирование представлений о свойствах «магнита»; актуализация

знаний об использовании свойств магнита человеком;

развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания

детей на основе наблюдений, экспериментирования, делать выводы, обобщения,

любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;

воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными

предметами, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества;

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Материал:

Оборудование для ребенка:

Риск реализации проекта: нет

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Исследовательский этап

Заключительный этап

методиче ского,

дидактического,

иллюстративного материала

реализации

Разработка,

планирование

методического

сопровождения.

л и т е р ат у р н ы х

произведений

теме для изучения с детьми.

Составление

конспекта

организационно-

образовательной

деятельности с детьми.

родителями

проведения

Обогащение познавательно-

р а з в и в а ю щ е й

дидактическими

демонстративными

пособиями,

информационными

технологиями

(просмотр

познавательных

магните).

Проведение

консультаций

и бесед на тему «Магнит и

его свойства».

Анкетирование родителей.

одного магнита». Легенды о

магнитах.

«Ознакомление

природным происхождением

магнита».

Просмотр

мультфильма

«Фиксики»

(« М а г н и т » ,

«Компас»).

Проведение

магнитами дома.

м а г н и т н ы м

конструктором,

мозаикой.

«Необыкновенный

мир магнитов».

О б о б щ е н и е

определение

результатов

практической деятельности.

1 этап подготовительный

методического,

дидактического,

иллюстративного

материала

реализации

данного проекта.

Разработка, планирование проекта и методического сопровождения.

Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.

Составление конспекта занятия организационно-образовательной деятельности с детьми.

Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.

Обогащение

познавательно-развивающей

дидактическими

и г ра ми,

демонстративными

пособиями,

информационными

технологиями

(про смотр

познавательных фильмов о магните).

Проведение консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства».

Анкетирование родителей

2 этап исследовательский

Понедельник

Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

Знакомство с магнитами.

История появления «магнита»

Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не

испытывают его притяжения.

Дети проводят магнитом над различными инструментами из металла (железо, сталь,

алюминий). Алюминиевые инструменты магнит не притягивает.

Металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту, а

алюминиевые не испытывают его притяжения.

Вторник

Беседа «Использование магнитов»

Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

Опыт «Не замочи руки»

В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне

стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.

Вывод: Магнитная сила проходит через воду и стекло.

Среда

Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

Опыт «Рыбалка»

Дети при помощи удочки с магнитом на конце, ловят маленьких рыб в водном аквариуме.

Вывод: Магнит не боится воды

Четверг

Беседа «Виды магнит»

Опыт «Бумажные гонки»

Можно ли завести бумажную машинку? Положим машинку на лист картона, магнит под

картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Проведение опытов с магнитами дома.

Пятница

Проведение НОД «Необыкновенный мир магнитов».

3 этап заключительный.

В ходе работы над проектом все дети старшей дошкольной группы были вовлечены в

активный познавательный и творческий процесс. Детям дано начальное представление и

магните, его свойствах, на основании материала, доступного их пониманию.

Результат проекта:

В ходе реализации проекта дети узнали, какие предметы может притягивать к себе магнит;

результате

установили

важность

повседневной

разнообразие

значение.

стремились

самостоятельному

познанию

размышлению,

логическому

мышлению,

выделять

обосновывали свой ответ.

Список литературы:

1. Иванова А.И.. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.-

2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного

ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.. детское экспериментирование. Старший дошкольный

возраст: Учеб.пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое

Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников:

6. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.

Дыбина (отв.ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми».)

7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое

конспекты

Е.А.Мартынова,

Сучкова – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2013, 333с

Приложение №1

Мечты одного магнита »

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить

к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, И напрасно магнетики

внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не

двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом

и его Светиками. Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в

отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже

смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные

стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят

кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.

А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и

примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около

самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из

стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался

упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно

Что же он увидел открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные

стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

Что такое, что за беспорядок? - крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик

никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и

всплеснула руками.

Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если

раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из

них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит

шлепнулся в раковину.

Какой позор! - всхлипнул он, - значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает!

Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И

чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова

выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

Уф, неужели пронесло? - пробормотал магнит - Никогда больше не стану мечтать о

том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

__________________________________________

И действительно, магниты - это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да,

предметы. Но они же почти живые!

А Грибанова Таисия расскажет нам, что такое магнит…

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы.

У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у

него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только

предметы, сделанные из железа и стали.

Вокруг магнита называется есть

магнитное поле. Оно очень сильное.

Чтение стихотворения «Магнит»:

С мамочкой мы мастерицы:

Занимаемся шитьем.

То иголочками, то спицей

Целый день одежду шьем.

А вчера совсем случайно

Потеряли мы иглу.

Целый день ее искали

И придумали игру.

Если мы возьмем магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду

о появлении магнита нам расскажет Артём Куликов. Мама Артема нашла

ее в Интернете и рассказала Артему.

Легенда о появлении магнита

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он

сандалии,

подбитые

деревянная

железным

наконечником

изобилии

валялись

перевернул

наконечником

убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и

увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти

странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме

железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих

соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Приложение №2

Дети находят игры и игрушки, в которых используются магниты

Магниты используются в играх

Магнитная мозаика и азбука

Магнитный конструктор

Магнитные пазлы

Использование магнитов

Моя мама носит украшения вот такие.

Дети совместно с родителями изучали где применяются магниты.

Использование техники в быту

Магниты на холодильнике, такие разные

Приложение №3

« Необыкновенный мир магнитов»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами

магнитов.

Задачи: 1.Знакомство с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о

свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения

практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать

предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно –

экспериментальную деятельность детей.

3. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитные буквы,

игры с магнитом.

Материал: рукавичка с магнитом внутри коробки, металлические и пластмассовая ложки,

теннисный мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с

водой, булавки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые

предметы, кусочек ткани, магниты разного вида, магнитная доска, железные рыбы или из пленки с

кнопкой, тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы с водой, бабочки

заранее подготовленные, машинки из бумаги.

Организационный момент:

На столе воспитателя коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая

ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.

В: Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство

заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

В: Что это? (показ предметов)

Д: (ответы детей)

В: А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (предложение детей)

Опыт №1. Надеть рукавицу, по очереди и брать предметы.

В: Что происходить с предметами?

Д: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица

перестает быть волшебной.

В: А почему рукавица волшебная и не волшебная?

Д: В рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам.

В: Ребята, а давайте мы с вами рассмотрим рукавицу.

(рассматривание рукавицы, видят магнит).

В: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие)?

Д: Он притягивает к себе металл.

Ход опытов:

В: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу лабораторию, но не в простую, а в волшебную. А что бы

в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза. Ну вот мы с вами в волшебной

лаборатории.

(Дети присаживаются за столы)

В: Вспомним правила безопасности.

В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.

- Какой он на ощупь?

Д: Холодный, твердый, тяжелый.

Опыт №2. « Всё ли притягивает магнит?»

В: А все ли притягивает магнит?

У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос

черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета,

положите, которые не реагируют на магнит.

В: Как мы это проверим?

Д: С помощью магнита.

В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

- Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит,

В:

Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш,

Опыт №3. «Не замочив руки»

В: Действует ли магнит через другие материалы?

В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?

Д: Версии детей.

В: Давайте возьмём стакан с водой, опустим скрепку в стакан. А затем надо вести магнит по

внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

В: Расскажите, что вы сделали и что получилось?

Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.

В: Что же двигало скрепку?

Д: Магнитная сила.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.

Опыт№4. «Рыбалка»

В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут?

Д: Ответы детей.

В: Сейчас мы это проверим.

- Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом

над водой.

(Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).

В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Д: Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, при

магнитилась,

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду.

Физминутка (с мячом).

Игра «Притягивает – не притягивает»

В: Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, если магнит его

притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.

Опыт№5. Игра «Бумажные гонки».

В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?

Д: Ответ детей.

В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по

нарисованным дорожкам.

- Приступаем к гонкам.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Игра-опыт «Летающая бабочка»

В: Ребята, я хочу вам показать не большой фокус. (показ).

В: А, кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)

К бабочке прикреплена железная скрепка.

Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я

предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.

Итог занятия: Какой же вывод можно сделать по нашему занятию?

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные

материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

Приложение №4

Наши опыты

Опыт №1 «Волшебная рукавичка»

Что происходит с предметами?

Металлические предметы при разжимании руки не падают.

Опыт №2 «Всё ли притягивает магнит?»

Расскажите что вы делали? Что получилось?

Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит,

магнит притягивает железные предметы.

А какие предметы магнит не притянул?

Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш,

Опыт №3 «Не замочи руки»

Как достать скрепку не замочив рук?

При помощи магнита. Нужно вести магнит по внешней стороне стенке стакана. Скрепка следует

за движением магнита вверх. Магнитная сила проходит через стекло.

Опыт №4 Игра «Бумажные гонки»

Можно ли завести бумажную машинку?

Положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным

дорожкам.

Магнитная сила проходит через картон.

Опыт №5 Летающая бабочка»

Фокус с бабочкой. Кто догадался, почему моя бабочка летает?

К бабочке прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает железную скрепку с бабочкой,

она приходит в движение, летает.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр

развития ребенка «Детский сад №34 «Золотой ключик»

Познавательно-исследовательский проект

Проект « Необыкновенный мир магнитов»

Для детей старшего дошкольного возраста

г. Северодвинск 2017г.