Развитие логики и мышления дошкольников. Курсовая работа: Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой. Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Нуриахметова Гульназ Масгутовна, воспитатель
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35 «Соловушка»
Конспект «Развитие логического мышления»
Актуальность.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.
Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить. Прежде чем начать управлять собой - ему предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Все это - предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Цели:
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.
Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.
Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Задачи:
Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.

Новизна:
Новизна состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.

Инновационный подход:
Наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Всё это - активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Вывод.
-Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
-Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
-Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации педагога (родителей) процесса познания математических отношений и зависимостей.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному мышлению.
Для достижения успеха является интерес детей к интересным и разнообразным занятиям.
Начиная занятия с ребенком, важно выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка.
Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

людмила головашина
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте

Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте .

Логика – это форма мышления , отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.

Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример : каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы» , и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Нередко ребенок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами и это очень беспокоит родителей. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше : геометрических фигур или кругов, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры - много кругов и несколько квадратов. Дети отвечают, что больше кругов. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их подводит образное мышление , а логическими рассуждениями дети к пяти годам еще не владеют.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление , это умение проводить простейшие логические операции : определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.

Чем хорошо логическое мышление ? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!

Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Итак, логика изучает пути к истине!

Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума , формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению . Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь» .

Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли . Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя логические игры . Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников .

Итак, работа с детьми по развитию элементов логического мышления включается во все основные структуры педагогического процесса :

Учебные занятия;

Организацию совместной деятельности с детьми;

Предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельность.

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает , если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов Эйлера, логических блоков Дьенеша , палочек Кюизенера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста .

Играть в логические игры полезно в любом возрасте . Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.

Вот несколько из них.

На развитие смекалки : «Кто позвал?»

Игра для маленьких. Сущность игры заключается в том, чтобы по голосу определить кто сказал слово.

На понимание : «Чей след»

Рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.

На развитие художественно – образного мышления :

«Фигуры» На что похожи геометрические фигуры?

«Тень» - по тени определить, от какого она предмета.

Игры на интуицию : «Дорисовки»

Дорисовать фигуру.

«Слова» закончить стихотворение. Используйте произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.

Игры на развитие внимания : «Что лишнее?» , «Найди отличия» .

В эти логические игры можно играть , как в детском саду, так и дома вместе с родителями.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.


Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит .

В данной статье игры и игровые упражнения будут представлены по характеру мыслительных операций.

1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти).

«Запомни картинки».

Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки».
На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты и т.д.), транспорт (грузовой, пассажирский).
Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:
1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.
А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук)
Вопросы: «Какой группы не стало?»
Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»
В) Картинки переворачиваются.
Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

«Запомни и повтори»

(для читающих детей).

Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.

Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.
1. Х, К, Ж, У, М, Я
2. С, О, Э, Ю, З, Ы
3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х
4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

«Выложи по памяти».

Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игры-головоломки.

Направлены на .
Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.

Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

«Рассыпанные буквы»

(игровое задание предназначено для читающих детей)

Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги.
Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).
Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

2. Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей.

«Каких фигур не достаёт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

3. Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений.

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.
В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.
Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.

«Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.
Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.
Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате. Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо СТОП! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то…
  • Мальчик моет руки, потому что…
  • Если переходить улицу на красный свет, то…
  • Автобус остановился, потому что…

Закончи предложение.

  • Музыку пишет… (композитор).
  • Стихи пишет… (поэт).
  • Белье стирает… (прачка).
  • Горные вершины покоряют… (альпинист).
  • Обед варит… (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.
  • Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Надежда Старостенко
Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр .

Зачем ребенку логика ? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж» на котором формируются психические функции организма. Поэтому, навыки и умения, которые приобретает ребенок, будут служить фундаментом для развития способностей в старшем возрасте. Ребенку, который не овладел логическим мышлением будет очень трудно в дальнейшем обучении. В результате этого может пострадать здоровье ребенка. Ослабнет, а то и вовсе пропадет интерес к познанию нового.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

И как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи.

Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются , поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии .

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В. А. Сухомлинский.

Начиная работать с детьми старшего возраста, я заметила, что они часто сомневаются в своих ответах, не могут сосредоточиться. Это меня насторожило, и я провела срез знаний, с помощью которого смогла выявить детей, нуждающихся в моей помощи.

я поставила цель : Способствовать развитию мышления дошкольников средствами игры . Это позволить реализовать и следующие задачи :

- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

Повышение интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

- развитие речи ребенка , конструктивных способностей;

- развитие пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Прежде всего создала в группе предметно-развивающую среду , о содержании которой говорить подробно не буду, так как у меня есть содокладчик.

Разработала тематический план развития логического мышления ребенка в игре , куда вошли занятия, дидактические, сюжетно –ролевые, другие развивающие игры типа «Что, где, когда?» , «Что изменилось?» и пр.

Начиная с младшей группы основные роли в игре брала на себя, но давала возможность каждому ребенку высказаться, предложить свой вариант подбора игрушек в игре, предметов-заместителей. Обращала внимание на то, почему ребенок выбирает палочку вместо колбаски, палочку вместо микрофона. Это заставляло ребенка думать, вспоминать, на что похож предмет, а полный ответ способствовал развитию речи .

Словесные методы - объяснение педагога, рассказ, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата, являлись образцом для подражания.

Наглядные методы использовала в более старшем возрасте. Мы рассматривали с детьми схемы, мнемотаблицы, знакомились с персонажами игровых ситуаций.

Практические методы- манипуляции с играми, самостоятельная деятельность в уголке природы, в экспериментальной деятельности, при составлении мини-проектов способствовали более полному закреплению полученных знаний, развитию умений сравнивать , обобщать и делать выводы.

Приведу пример игры-экспериментирования с различным материалом, например, с тенью, с водой, со светом, с бумагой и т. д. Если солнышко утром встает над ребенком, то тень будет сзади, в полдень тень будет впереди, вечером- сбоку. Все это проверяем вместе с детьми практически. Со светом : игры с использованием театра теней. Брали белую простынь, двое детей держат, а другие дети сзади простынного экрана показывают фигуры, другие дети узнают, какой персонаж был показан. В чем суть развития мышления ? В том, что ребенок догадывается, сравнивая тень с образом персонажа, вспоминает, представляет воображаемы объект, а это способствует развитию его мысли .

Дидактические игры : «Сложи картинку» , «Продолжи ряд» , «Найди различия» и т. д. Это игры дети используют в повседневной жизни. Их в группе достаточно.

Развивающие игры : Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо» - самые главные в развитии логического мышления , так как они заставляют думать, включают воображение, учат операциям сравнения. обобщения, анализа. Давайте вместе попробуем, используя простые спички без серы сложить несколько фигур. (Практическая работа) .

Любая игра имеет широкий диапазон действий : Например, в одну и ту же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые задачи для старших детей.

Например, «Угадай, что спрятано» , «Пары картинок» , «Волшебная коробочка» . Многофункциональность одной игры – может решить большое количество образовательных задач, незаметно ребенок изучает, запоминает цвета, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление . Внимание, память, воображение. Я предлагаю ребенку младшей группы угадать, что спрятано в этом мешочке. (Практическая работа с педагогами, в мешочке овощи, фрукты) . Теперь я предлагаю узнать, что в мешочке ребенку старшего возраста. (Задание педагогам, в мешочке камешки, ракушки, пуговицы и другой материал). так же можно усложнять содержание таких игр, как «Найди свой домик» , «Подбери матрешкам платочки» , «Найди такой же» и т. д.

Детей происходит не только при помощи дидактических игр, но и в самостоятельной деятельности детей : например, в ролевой игре «Семья» : играя в дочки – матери, ребенок думает о том, куда пошла мама, тем самым выстраивая дальше логическую цепочку : чем она будет заниматься, что будет делать потом. Что случиться, когда она вернется домой и т. д. Этот вид деятельности очень важен для развития мышления ребенка . В таких играх ребенок закрепляет полученные знания, развивает интеллект , появляется неограниченная возможность придумывать и творить, а значит, развивается его мыслительная деятельность. В старшем дошкольном возрасте игра усложняется. Если ребенок имеет определенные знания о работе водителя, то он не только будет оперировать с рулем, но он будет работать на торговой базе, куда будет привозить материалы, в ремонтной мастерской, таксистом и пр. В игре «Рыбаки» он будет не просто сидеть на берегу и ловить удочкой рыбу, как это он может делать в младшей группе, а придумает сюжет, в котором он может выполнять роль бригадира рыбацкой бригады, вместе с другими детьми они могут сплести сети, ловить рыбу сообща, подкармливать рыбу. Для чего? Чтобы был лучше улов? Чтобы рыба была крупнее? Здесь же могут и работать водители, которые будут увозить рыбу на рынок, на завод и т. д. Т. е. знания ребенка, его воображение, умение мыслить, вспоминать, сравнивать как раз и помогает развивать сюжет игры . Работая в этом году с детьми младшей группы, я научила ребят играть в такие ролевые игры, как «магазин» , в котором они продают и покупают не только игрушки, но и продукты, одежду, инструменты, используют кассу, деньги, причем в начале развития игры это были рисованные купюры, сегодня дети заменяют их простыми фантиками, листочками с деревьев, что свидетельствует о том, что ребенок уже мыслит, фантазирует. В игре «Парикмахерская» раньше только причесывали друг друга, к концу года – моют голову, накручивают бигуди, стригут, делают прическу, сравнивают клиента до начала операции и в конце, говоря такие слова : какая красивая прическа получилась, вам это нравится, вам это идет и пр. В игре «Больница» действует не только врач, который раннее только слушал и делал уколы. Сегодня врач уколы не делает, а по его рекомендации укол делает медицинская сестра. Прежде чем сделать укол, они обрабатывает место укола воображаемым спиртом, использует вату, обязательно спросит : «Вам не больно?» . Кроме того, несмотря на маленький возраст, дети пытаются создать в этой игре разные ситуации : на приеме у врача зубного, оториноларинголог, даже хирурга. Это так важно в развитии мышления дошкольников . И здесь, главное, не упустить время, сделать все возможное для развития сюжета игры , для повышения уровня знаний детей.

Успех в работе по развитию логического мышления детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, полученные в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Родители помогают в изготовлении атрибутов к играм, улучшении развивающей среды . Мною была проведена консультация по теме : «Развитие логического мышления посредствам сенсорного воспитания», я предложила родителям создать дома сенсонографы, придумать варианты фланелеграфов, разучили с родителями ряд дидактических игр, которые они позже использовали дома с детьми.

Реализуя работу в данном направлении в системе, мною была проведена диагностика уровня знаний, умений, и навыков в начале и в конце года. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика в показателях развития логического мышления .

Таким образом, можно сделать вывод, что игра является основным фактором развития логического мышления дошкольников .

Разделы: Работа с дошкольниками

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

Фрукты Овощи

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!