Традиции и обычаи эстонии. Эстония традиции и обычаи правила этикета. Национальные особенности Эстонии

Эстонская народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую культурно-историческую область.

Своеобразие эстонцев выражено наиболее ярко в аллитерационном стихе старых эстонских народных песен, в праздничных и свадебных обрядах, существовании жилой риги и других явлениях культуры.

Региональные различия, получившие начало от древних племенных различий, отражаются как в археологических находках, языковых диалектах, так и в материальной, и духовной культуре. В эстонской культуре, так же как и в латышской, литовской, и финской наиболее ярко выражены различия между западной и восточной областями. Они происходят как из-за различных природных условий, экономических различий, так и от долгого соприкосновения с восточными, или западными соседями.

Существуют явления народной культуры, например, распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед" в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс"). В Северной Эстонии особо можно выделить северо-восточное побережье, где наиболее ярко представлено финское влияние, а в восточной части водско-ижорское как в народном искусстве, так и в постройках.

В Южной Эстонии, так же как и в Северной хорошо развито сельское хозяйство. Здесь своими особенностями выделяются Мульгимаа (Вильяндиский уезд) и область проживания сету. Народные традиции сохранялись в Мульгимаа до второй половины 19 века. Своеобразие этой области придавали и расположенные здесь латышские поселения. Особенности сету возникли благодаря достаточно долгой изолированности и влиянию русских соседей, что наиболее ярко выражено в постройках, одежде и национальных традициях.

Кроме того здесь сохранился ряд южно-эстонских культурных особенностей. Традиционная национальная культура сохранилась у сету до середины 20 века.

Западная Эстония оставалась еще до начала 20 века достаточно отсталым, в экономическом смысле, регионом где основными занятиями были рыболовство, мореплавание и отхожие промыслы, отодвигая земледелие на второй план.

Здесь сохранились более древние орудия труда, вышедшие из употребления на остальной территории Эстонии (подошвенное рало, серп с плоским полотном и др.). Благодаря постоянному общению с другими народами более быстро распространялись различные нововведения: инструменты, приемы работ. Наиболее ярко это отражается в работах западно-эстонских ремесленников. У каждого острова наблюдаются свои характерные черты. По предметам с западной области Сааремаа можно сделать вывод о связях эстонцев с Готландом и Курамаа. На островах традиционная народная культура сохранялась до первой половины 20 века.

О доисторических эстах мы имеем весьма скудные сведения. Термин «доисторические» следует взять в кавычки, поскольку письменные свидетельства (исторические источники) об эстах появляются лишь с приходом на их земли завоевателей.

Авторы первого тома «Истории Эстонской ССР» (Таллинн, 1961, с. - 955) весьма осторожно подходят к реконструкции обычаев и верований эстов. При отсутствии собственных письменных источников довольно трудно сложить цельную картину жизни. Схема, предложенная Фридрихом Энгельсом, не срабатывает, когда требуется описать обычаи и верования народа, оставившего после себя лишь каменные могильники и немногочисленные предметы утвари.

Принцип аналогии не дает нам адекватного представления о том, как и кому именно, поклонялись древние эсты, как они вели себя дома, как общались с родственниками и соседями, вели честную торговлю или жульничали, были жестоки с пленными или, наоборот милосердны. Достоверно известно лишь о том, что у доисторических эстов был развит культ умерших предков и животных. Покойников сжигали на погребальных кострах.

Отдельные подробности этих культов сохранились в более поздних песнях и сказаниях. Сложить из этих подробностей цельную картину не представляется возможным, поскольку невозможно разделить временные пласты.

«С большой долей точности мы можем утверждать, что древние не делили явления на естественные и сверхъестественные, и между природой и человеческой душой царила гармония для нас недостижимая. Наши фольклорные сборники содержат сведения о контактах со сверхъестественными существами: феями, домовыми и т.д. Мир представлялся куда разнообразнее, чем видим его мы».

Ключевое слово, раскрывающее суть древних верований эстов, это слово «vagi» - обозначающее мощь, одновременно живительную силу. Мощь заключена в живой и неживой природе. Мощью обладает слово. У человека и животных больше всего мощи в крови, поте, ногтях, волосах и шерсти, зубах и внутренних органах.

«Эсты считали, что у человека кроме тела есть еще дух и душа. Душ, возможно, было больше одной... Дух и есть мощь - жизненная сила, энергия, одинаковая не для всех людей. Наличие личной мощи и владение мощью, заключенной в природе, свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, - но также колдуны или лекари. Отсутствие мощи - удел посредственности. Душа - носитель человеческой индивидуальности, она поддерживает силу в теле. Душа может временно покидать тело человека - во время сна или когда он пребывает в трансе. Душа выходит из тела в виде насекомого через нос или рот. Со смертью душа навсегда расстается с телом. Самые древние поверия состоят в том, что и после смерти душа сохраняет некоторую связь с останками человека и местом захоронения». (Ibidem.)

Местом пребывания мертвых было место недалеко от могильника, либо далеко на севере в Манала или Тоонела, поэтому покойников хоронили головой к северу. В первом тысячелетии нашей эры покойников стали сжигать на погребальных кострах. Были распространены анимистические представления о том, что вся природа является живым и одухотворенным единством. Частью природы были феи, духи, лешие, русалки и тому подобные существа. Из высших богов известен Тарапит (Таара, Тор?), который родился в Вирумаа на горе Эбавере, а затем перелетел на остров Сааремаа:

«Очевидно для эстов вообще было характерно наличие большого числа низших божеств, которые были относительно безлики (...) Низшим существам приносились довольно скудные жертвы: шерсть, молоко, мясо, кровь животных, злаки, хлеб и прочие продукты. Животных приносили в жертву высшим божествам или умершим предкам. В древние времена приносились и человеческие жертвы - очевидно пленные. В одном из озер в 10 милях от Отепя (вероятно, Ильмярв) еще в XVI веке приносили в жертву детей». (Ibidem.)

У эстов была распространена магия. С домовыми и домашними божками у эстов складывались панибратские отношения. Если идол не выполнял своих функций, его могли наказать. Эсты совершали и другие магические действия, содержание которых выражает «непонятные нам связи вещей».

Как известно, во времена поющей эстонской революции распространилось представление о том, что эсты обрабатывали земли на берегах Балтийского моря пять и даже 10 тысяч лет назад. В свете этих представлений, генетическая память эстов сохранила абстрактные воззрения, возраст которых превышает всю писаную историю человечества. Современный автор (Прийт Хыбемяги) утверждает:

«Эстонцы в городах живут около тысячи лет, в деревнях - около пяти тысяч лет, но перед этим они миллион лет жили в лесах. Эстонец приспособлен именно для жизни в лесу, и навыки, выработанные за миллион лет, никуда не делись. Мы способны питаться лесными растениями и сырым мясом, устраивать в лесу жилье, плодиться и размножаться. Если другой возможности не будет, большинство из нас способно жить в лесу. И навыки, нажитые за миллион лет, возродятся, - мы снова вспомним их».

Если в генетической памяти народа до сих пор сильны языческие рудименты, то этот народ живет без нравственных принципов, выработанных христианством. Если нет нравственных принципов, то государство управляется по законам кармы (неотвратимое наказание за грехи и возмездие за преступления), а не на основе христианского милосердия:

«В отличие от христианской этики, в основе которой лежала любовь к ближнему и милосердие, ответственность человека перед Богом и постоянная актуальность выбора между Добром и Злом, мораль древних эстов была весьма конкретной и прагматичной. Отсюда и умерщвление слабого потомства, и изгнание состарившейся жены, и кровная месть, и человеческие жертвоприношения. Сдается, что древним эстам были чужды абстрактные понятия добра и зла, греха и вины». (Ibidem.)

В Эстонии не принята официальная религия, в стране распространено около 70 различных религиозных организаций. Больше всего эстонцев, которые относят себя к лютеранской религиозной конфессии. Другие активные и крупные религиозные объединения, функционирующие на территории страны: православные, старообрядчество, католичество, баптисты, пятидесятники и методисты. Некоторые эстонцы исповедают иудаизм, ислам, буддизм и индуизм. Эстонцы считаются одной из наименее религиозных наций.

Фольклор – устное поэтическое творчество народов, представляет важную составную часть духовной культуры народа. Он сыграл огромную роль в развитии литературы, театра, музыки, живописи и других видах искусства. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает в себе особенности различных периодов истории. Произведения фольклора – создание коллективного творчества, а что создано коллективом, то сохраняется очень долго. Формой коллективного сохранения произведений фольклора, также как и результатом коллективного творчества, являются традиции. Традиции присущи как словесному фольклору, так и другим видам народного искусства – музыке, танцам, резьбе, вышивкам.

Фольклорные произведения возникли с глубокой древности. В них народ передавал свои знания о мире, свои поэтические представления, об окружающей действительности от поколения к поколению. Певцы и рассказчики, услышавшие песню или сказку, старались запомнить и донести её слушателям так, как им спели или рассказали. Этим объясняется необычайная устойчивость фольклорных произведений. Устойчивость фольклора также была связана с образом жизни, нормами быта и формами крестьянского и ремесленнического труда, а также с поэтическими воззрениями народа на действительность, веками вырабатывавшимися художественными вкусами.

Фольклор народов стран Ближнего Зарубежья, бывших республик: Латвии, Эстонии, Литвы, имеет общие и сходные черты. Много общего и сходного в обрядовом фольклоре, в частности, деление его на четыре цикла соответственно четырём временам года, которыми регулируются сельскохозяйственные работы. С цикличностью связаны обряды и песни. У всех народов Прибалтики в зимний период были колядование и гадание о будущем урожае, гадание о счастье. При переходе от зимы к весне праздновалась масленица, сопровождаемая играми, ряженьем и песнями. Своеобразны обряды и обычаи встречи зимы, первого выгона скота на пастбища. Сходно празднование дня Купалы. Весьма похожи обычаи при уборке урожая, зажинки и дожинки, сходны и песни, их сопровождающие.

Времена года и земледельческие работы регулировали и семейные обряды, и их поэзию. Распорядок свадьбы, причитания невесты, величания на пиру, магические средства предохранения молодых от злой силы, расплетение косы, одевание чепца есть в свадебном обряде у всех прибалтийских народов.

Общей религией этих народов в древности было язычество, обожествлявшее силы природы (солнце, гром, молнию). Люди верили в существование духов, которые охраняли жилища, лес, поля, воды (домовых, леших, полевых, водяных). Язычество вызвало в творчестве поэтические образы бабы-яги, вилы, русалки, которые могли помогать или вредить людям.

С установлением христианства началось искоренение язычества, но языческие представления еще долго сохранялись. Черты двоеверия (соединение языческих и христианских представлений) отразились во многих жанрах фольклора (в календарной и семейной обрядовой поэзии, в заговорах и пр.).

Несмотря на сходства жанров, тем, сюжетов, образов фольклора, поэтическое творчество каждого народа национально своеобразно, что проявляется не только в языке, но и в особенностях национального характера, природы и животного мира, деталях быта, национальной одежды, пищи и т. д.

Три народа живут на берегах Балтийского моря. Два из них – литовцы и латыши – говорят на языках лето-литовской группы, близких друг к другу. Однако они не так уж свободно понимают друг друга. Эти языки ближе всех из живых европейских языков к языку Индии – санскриту, а вообще занимают место между славянскими и германскими языками. Эстонский язык совсем другой – он родственен финскому.

Зато в культуре, обычаях, религии латыши более сходны с эстонцами, чем с литовцами. И те, и другие – лютеране. Лишь в Латгалии, восточной части Латвии, больше католиков. А Литва в основном католическая, и своей культурой литовцы несколько сходны с поляками и белорусами.

ЭСТОНИЯ

Народная культура эстонцев долго имела ярко выраженный крестьянский характер. Закрепощенный эстонский крестьянин в многовековой борьбе с иноземными феодалами сумел сохранить свой язык, культуру и особенности быта.

В настоящее время народная одежда, сшитая по образцам подлинных традиционных костюмов разных местностей Эстонии, находит широкое применение как одежда участников народных праздников (особенно во время певческих праздников и праздников народного танца).

В семейной обрядности эстонских крестьян до середины 19 в. сохранялось много черт. Так, например, по убеждению народа брак считался заключенным не после церковного венчания, а после основных обрядов народной свадебной церемонии (надевания невесте головного убора замужней женщины и повязывания передника).

В современной Эстонии создаются новые обряды, в том числе и гражданская регистрация брака. В новый свадебный ритуал введены некоторые традиционные обряды, носящие шуточный характер(загораживание свадебному поезду дороги, проверка умений молодой пары в хозяйственных навыках, похищение невесты и др.).

Сохраняются и некоторые народные обычаи, например, хождения ряженых (обычно детей) на Мартынов (10 ноября) и Катеринин (25 ноября) день.

Большое значение среди современных эстонцев получили лютеранское крещение и похоронный обряд, для которых характерно коллективное пение хоралов(псалмов). В последнее время у православных заимствовано поминовениена40-й день.

Из праздников ежегодно отмечается праздник урожая. Из старых народных праздников сохраняется Иванов день (24 июня, в некоторых местах – 7 июля, как у русских.). Праздник справляется ночью накануне этого дня с обязательным зажиганием костра, песнями и танцами вокруг него.

Уже более 100 лет в Таллине и Тарту ежегодно проводится Певческий праздник (первый был в Тарту в 1869 г.). На таких праздниках на выстроенной эстраде может выступать 30-тысячный хор, а слушателей на Певческом празднике размещается до 250 тысяч человек

Праздник песни на Певческом поле в Таллине.

С 1947 года проводятся самостоятельные праздники народного танца. Ежегодно в конце июня по всей стране проходят красочные народные праздники (летние дни молодёжи), сопровождающиеся песнями и танцами сотен людей всех возрастов, одетых в яркие национальные костюмы.

Культура латышского народа в эпоху феодализма была культурой крестьянства. Лишь во второй половине 19 в. , в период стремительного развития капитализма, подъёма национального самосознания, национального движения и возрождения, связанного с формированием латышской буржуазной нации, активизировалось развитие латышской профессиональной культуры.

В настоящее время народную одежду латыши надевают на традиционные праздники песни, широко она используется как наряд участников художественной самодеятельности. Однако и в современной одежде довольно ярко видны традиции народного костюма – в цветовой гамме, украшениях и пр. Латыши охотно носят вязаные кофты, джемперы. Варежки, носки и другие изделия

– часто собственного изготовления, в которых широко используется традиционный народный орнамент.

Семейная обрядность латышей вплоть до начала 20 в. сохранила много традиционных черт. Наиболее богата обрядами и красочна была латышская свадьба. В современной свадьбе с торжественным бракосочетанием в ЗАГСе сохранились наиболее красочные и торжественные обряды: по дороге свадебному поезду друзья, соседи устраивают «почётные ворота, за что требуют выкуп – сладости, пирожки, пиво, вино и др. , встреча молодых у входа в дом хлебом-солью, обряд посвящения молодой в замужние женщины (снимают венок и надевают чепец – символ замужней женщины), Красочно и торжественно проходит современный праздник наречения именем ребёнка.

Приобрели новое содержание древние трудовые традиции. В колхозах и совхозах широко отмечают праздники: первой борозды, завершения сева (иногда его приурочивают к 23 июня – древнему празднику Лиго), завершения жатвы, уборки урожая и многие другие. Основной мотив этих праздников – чествование передовых тружеников села. Праздник Лиго у латышей – любимый народный праздник, в котором участвуют и взрослые, и дети, это праздник цветов, разнотравья, цветущей природы и сельского труда жителей Латвии. Цветочный венок на голове – непременный атрибут Лиго.

Латышский народ бережно хранит народные культурные традиции, сложившиеся в течение многовекового исторического развития. Танцы и хороводные пляски устраивались на семейных и календарных праздниках. Традиционными плясками ряженых (кехаты, будели, коляды и др.) в сопровождении песен отмечались праздники – день зимнего солнцестояния, масленица, день летнего солнцестояния.

Популярен в Латвии ежегодный Праздник песни, 100-летний юбилей которого в 1973 г. отмечала вся общественность Латвии. Это массовый, поистине великолепный смотр лучших хоровых, танцевальных и музыкальных коллективов. Праздник песни в столице Латвии начинается красочным шествием участников, одетых в народные костюмы соответствующего района до Межапаркса – места проведения концертов. На центральной площади города – Эспланаде сооружают сцену и трибуны для зрителей. Все народные хоры собираются в один многотысячный хор и несколько часов подряд исполняют народные песни. Традиция проведения Праздников песни – значительный стимул развития культуры хорового пения в Латвии.

Литовская традиционная материальная и духовная культура развивалась в тесной связи с культурой соседних народов – поляков, латышей, русских, белорусов.

Народная культура создавалась и передавалась из поколения в поколение литовскими крестьянами, и поэтому традиции её имели ярко выраженный крестьянский характер.

Деревни и однодворки – традиционные поселения в Литве. Наиболее древними являются два типа деревень: кучевые, не имеющие определённого плана расположения усадеб, и уличные, в которых крестьянские усадьбы были выстроены по обе стороны прямой улицы. Однодворные поселения литовских крестьян – хутора.

Традиционными занятиями литовцев были земледелие и животноводство, поэтому основной инвентарь крестьянского хозяйства состоял из орудий обработки земли, уборки урожая и переработки сельскохозяйственных продуктов. Традиционными средствами передвижения у литовских крестьян были летом телеги, зимой сани и дровни, гужевым животным служила лошадь.

В эпоху феодализма основной формой крестьянской семьи была большая семья, хотя уже в 13-14 вв. существовали и малые семьи. Сохранению больших семей способствовали особенности экономического развития края: на протяжении веков единицей обложения феодальными повинностями был крестьянский двор, объединявший несколько брачных пар по прямой и боковой линиям родства. Хозяин двора пользовался большой властью в вопросах ведения хозяйства в личной жизни каждого члена семьи. Крестьянский двор со всем имуществом передавался старшему сыну или зятю главы семьи. Наследник должен был выплачивать братьям и сестрам, уходившим со двора, их долю наследства. В литовских крестьянских – особенно богатых – семьях существовал обычай ишимтине. Согласно ему, престарелые родители, передавая двор сыну, поселялись отдельно. При этом их пожизненное содержание, предоставляемое наследником, оговаривалось нотариальным актом.

До 1940г. брак без венчания считался недействительным, разводы были запрещены. Традиционный свадебный ритуал состоял из нескольких этапов. Собственно свадьбе предшествовало сватовство, во время которого сват – пиршлис торговался с отцом невесты о приданом – пасога. Литовская невеста имела и другое приданое – крайтис, которое состояло из вещей, изготовленных ею самой, - тканей, рукоделий, одежды. Сватовству сопутствовали смотрины хозяйства жениха и обручение. На свадьбу обычно приглашались все жители деревни. В день свадьбы жених приезжал за невестой, у входа его встречал отец невесты с хлебом-солью и вином. После венчания молодые отправлялись в дом жениха, где происходило свадебное торжество. Наутро второго дня свадьбы молодых будили шумно, с шутками и музыкой, после чего совершался обряд посвящения молодой в замужние женщины: в сопровождении обрядовых песен ей надевали чепец и намитку. В традиционной свадьбе большую роль играли сват и сваха, которая распоряжалась свадебным столом, подавала непременное угощение – каравай. Существовали некоторые обряды и обычаи, означающие конец свадьбы: « вешание» свата (вешали соломой набитое чучело), «выкуривание» гостей (проводы гостей); как знак окончания свадьбы последними на стол подавались щи.

В современной свадьбе сохраняются некоторые обычаи и обряды традиционной свадьбы. Они, как правило, имеют шуточный, игровой характер. Центральное место занимает поездка жениха и невесты в ЗАГС в автомашине, украшенной цветами, зеленью и лентами. Их сопровождают свидетели, по традиции называемые сватами, и свита – дружки жениха и подружки невесты. По старому обычаю, у входа в дом молодых встречают родители хлебом-солью. Довольно часто соблюдается обряд посвящения молодой в замужние женщины. К концу свадьбы и в наши дни « вешают» свата и «выкуривают» гостей.

В Литве в настоящее время с успехом внедряются в быт современные гражданские, трудовые и общественные праздники и обряды. В разработке организаций этих праздников и обрядов часто используются традиционные элементы. Много внимания уделяется материальной базе их проведения: в ряде городов построены заново или заново оборудованы специальные здания (Дворец бракосочетаний в Вильнюсе, Каунасе и Шауляе, Дом поминовения умерших в Вильнюсе и др.).

Литовский фольклор – неиссякающая сокровищница мудрости, этических, эстетических и нравственных взглядов литовского народа.

В фондах архива Института литовского языка и литературы Академии наук Литвы насчитывается более 990 тысяч единиц фольклора различных жанров. Наиболее многочисленные и значительные – народные песни (в основном лирические), а также сказки, сказания, предания, легенды, поговорки, пословицы, загадки и другие произведения.

В столице Литвы – Вильнюсе каждые пять лет проводятся республиканские Праздники песни – широкая и мощная демонстрация достижений художественной самодеятельности.

Большинство жителей Западной Европы, и тем более Азии и США, вряд ли смогут найти на карте мира Эстонию. Но тем хуже для них, ведь Эстония – это не просто небольшая страна в Прибалтике. Эстония – это удивительная прибалтийская природа, средневековые крепости, многочисленные музеи, янтарь, Балтийское море, а также бальнеологические и пляжные курорты.

География Эстонии

Эстония расположена в Прибалтике, в Северной Европе. На юге Эстония граничит с Латвией, на востоке – с Россией. На севере и западе Эстония омывается водами Балтийского моря. Общая площадь этой страны составляет 45 227 кв. км., включая и острова, а общая протяженность границы – 1 450 км.

55% территории Эстонии занимают леса. Самая высокая точка страны – гора Суур-Мунамяги на Хааньяской возвышенности, чья высота всего 318 метров.

В Эстонии очень много озер, самые большие из них – Чудское озеро на востоке и Выртсъярв на юге страны.

Столица

Столица Эстонии – Таллин, в котором сейчас проживают более 420 тыс. человек. Археологии полагают, что первые поселения людей на территории современного Таллина появились примерно 2 тысячи лет назад.

Официальный язык

Официальный язык в Эстонии – эстонский, относящийся к финской ветви уральской языковой семьи.

Религия

Около 14% населения Эстонии принадлежит к эстонской евангелическо-лютеранской церкви, а еще около 10% эстонцев – православные христиане. Остальные жители Эстонии в Бога не верят.

Государственное устройство Эстонии

Согласно конституции 1992 года, Эстония – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый Парламентом страны.

Парламент Эстонии состоит из 101 депутата, которые избираются на 4-летний срок. Исполнительная власть принадлежит Президенту, Премьер-министру и Кабинету министров.

Климат и погода

Климат в Эстонии умеренный, переходный от морского к континентальному. Среднегодовая температура воздуха составляет +5,2С. Вообще, на эстонский климат определяющее влияние оказывают Атлантический океан и Балтийское море. Среднее количество осадков в год – 568 мм.

Средняя температура воздуха в Таллине:

  • январь – -5С
  • февраль - -6С
  • март - -3С
  • апрель - +3С
  • май - +8С
  • июнь - +13С
  • июль - +16С
  • август - +15С
  • сентябрь - +11С
  • октябрь - +6С
  • ноябрь – +1С
  • декабрь - -3С

Море в Эстонии

На севере и западе Эстония омывается водами Балтийского моря (Финский залив). Протяженность эстонского побережья Балтийского моря составляет 768,6 км. В Эстонии насчитывается более 1 500 островов, самые большие из них – Сааремаа, Хийумаа и Мухумаа (Муху).

Температура Балтийского моря возле эстонского побережья летом достигает +17С. В заливах вода летом прогревается лучше, и превышает +20С.

Реки и озера

В Эстонии насчитывается 200 рек и около 1 500 озер. Реки на севере Эстонии образуют живописные пороги и водопады. Самый высокий эстонский водопад – Валасте (30,5 м).

По территории юга Эстонии притекают несколько красивых рек – Пиуза, Ахья и Выханду. Кстати, Выханду является самой длинной рекой в Эстонии (162 км).

В Эстонии очень много озер, самые большие из них – Чудское озеро на востоке и Выртсъярв на эге страны. Вообще, озера занимают 6% территории Эстонии. На берегу Чудского озера находится самый длинный эстонский песчаный пляж – 30 км.

История Эстонии

Люди на территории современной Эстонии появились примерно 11 тысяч лет назад. Первые государственные образования в Эстонии начали появляться в I веке н.э. В IX-XI веках на территорию современной Эстонии совершали часто нападение скандинавские викинги (в основном шведы).

До принятия христианства эстонцы были язычниками, верившими в высшее существо – Tharapita.

С 1228 года по 1560-е годы Эстония входила в состав Священной Римской империи (ее завоевал Ливонский орден).

В 1629 году большая часть Эстонии попала под власть Швеции. Первый университет в Эстонии был основан в 1632 году в Дерпте (Тарту).

В 1721 году, согласно Ништадтскому миру, Эстония была включена в состав Российской империи. Только после Первой мировой войны в 1918 году была объявлена независимость Эстонии.

По договору 1939 года между Германией и СССР, Эстония входить в зону интересов Иосифа Сталина. 6 августа 1940 года Эстония была включена в состав СССР как Эстонская ССР.

Независимость Эстонии была восстановлена 20 августа 1991 года. С 2004 года Эстония входит в Евросоюз.

Культура

Эстонцы, как и другие народы, очень гордятся своей культурой. Правительство страны прилагает усилия для сохранения не только археологических, исторических и архитектурных памятников, но и нематериальных памятников. Так, в Эстонии сейчас действует 7 правительственных программ по сохранению нематериальной традиционной культуры (речь идет про песни, музыку, танцы и т.д.).

Еще в 1869 году в Тарту прошел первый эстонский фестиваль народной музыки и танцев. Сейчас традиция этого фестиваля продолжается. Фестиваль эстонской музыки и танцев в Тарту теперь внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Самые популярные праздники у эстонцев – Новый год, День независимости, Пасха, Иванов день, День восстановления независимости и Рождество.

Кухня Эстонии

Эстонская кухня достаточно проста, в ней нет каких-то изысканных блюд. Но сейчас эстонская кухня уже включает в себя самые популярные блюда международной кухни. Тем не менее, в Эстонии самыми типичными продуктами по-прежнему являются черный хлеб, свинина, картошка, рыба и молочные продукты.

Туристам в Эстонии мы советуем обязательно попробовать следующие традиционные эстонские блюда: пивной суп, фасолевый суп, суп с клецками и мясом, зельц, кровяную колбасу, балтийскую сельдь в уксусе, щуку в масле, тушеную щуку с хреном, запеканку из салаки, кашу «мульги» с квашеной капустой, торт «медовик», пирог с капустой, печеные яблоки.

В Эстонии традиционным безалкогольным напитком является «кали» на дрожжах, в который добавляются ягоды можжевельника.

Что касается алкогольных напитков в Эстонии, то это, конечно же, пиво и водка. Эстонцы начали делать водку примерно с XV века, однако она все равно не может соперничать по популярности с пивом.

Достопримечательности Эстонии

Эстонцы всегда трепетно относились к своей истории. Поэтому туристам в Эстонии мы советуем обязательно увидеть:


Города и курорты

Самые большие эстонские города – Тарту, Пярну, Кохтла-Ярве, Нарва, и, конечно же. Таллин.

В Эстонии на берегу Балтийского моря есть несколько хороших пляжных курортов. Кстати, пляжный сезон в Эстонии начинается обычно в середине мая, и длиться до середины сентября. Самые популярные эстонские пляжные курорты – Пярну, Нарва-Йыэсуу, Хаапсалу, Тойле и Курессааре. Пляжи также есть на берегу Чудского озера.

Но туристы в Эстонию приезжают не только чтобы поплавать в Балтийском море и посмотреть местные достопримечательности. В Эстонии есть несколько отличных бальнеологических курортов. Самые известные из них – Пярну, Вярска, Курессааре, Пюхаярве и Вимси.

Сувениры/покупки

На протяжении долгих веков, а то и столетий Эстония стояла на границе востока и запада Европы. Такое местоположение определило целостный образ национальной культуры, сложившийся из...

  • Среда обитания

    ​Национальную культуру пытались систематизировать исходя из очень разных основ. Самым простым является разделение среды обитания и уклада жизни. Первая рассматривает то, как жили, окружение, которое...

  • Образ жизни

    ​С древних времен дом и семья занимали главное место в хозяйственной жизни, мировозрении и верованиях эстонцев. В старом эстонском языке слово "семья" (эст. pere) имело...

  • Жизненный цикл

    ​Древние эстонцы воспринимали окружающий их мир. прежде всего, исходя из образа круга. Осознание линеарности вещей могло возникнуть лишь во времена перехода от католичества к лютеранству...

  • Временной цикл

    ​Второй цикл, определяющий жизнь человека это временной (годовой цикл), который постоянно повторялся. Годовой цикл, касающийся природы, делился пополам, в соответствие с весенним пробуждением природы и...

  • Народные верования

    ​Основными признаками народных верований Эстонии является плюрализм, который выражается в вере в различных духов и фей, у которых отсутствовала внутренняя иерархия. Духи оживляли многие природные...

  • Приветствие: Руку пожимают только при первой встрече. Особенности деловых отношений: В Эстонии важно уметь слушать и не перебивать, а только потом выражать свое мнение. Нетерпение, перебивающие ремарки и агрессивные поучения свидетельствуют о крайней невоспитанности и отчуждают эстонцев. А вот скромное вежливое поведение, наоборот, способствует укреплению доверия и сглаживает путь к подписанию договора. О деловых встречах принято условливаться письменно за одну-две недели.

    Маленькие, «типично немецкие (австрийские или швейцарские)» сувениры. Приглашения домой чаще всего делаются устно. Так же, как и в Финляндии, готовьтесь, что вас позовут в сауну. Если вы потрудитесь выучить несколько эстонских слов, то эстонцы несомненно будут польщены. Маленький словарик Добрый день - Тепе paevast Спасибо - Tavan Пожалуйста - Palun До свидания - Nagemiseni

    Отказ пить воспринимался как боязнь проболтаться, желание что-то скрыть. Собственно говоря, в низовой традиции и до сих пор существует представление, что гость, "новый" человек должен напиться, чтобы стать из "чужого" "своим". Конечно, современный этикет, хоть и не запрещает потребление спиртных напитков в застольной ситуации, но предписывает, что пить надо ровно столько, чтобы развеселиться. Каждый человек должен знать, сколько ему можно выпить, чтобы действие алкоголя не сказалось нежелательным образом на его состоянии. Во многих этикетных ситуациях (деловой обед или прием, презентация фирмы, и т. п.) алкоголь в наши дни воспринимается весьма условно, "пить до дна" или "выпить залпом" здесь недопустимо. Вообще же следует придерживаться давней народной пословицы: "Лучше встать из-за стола голодным, чем переесть, или перепить".

    Культура Эстонская народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую культурно- историческую область. Культура эстонцев долгое время имела ярко выраженный характер крестьянства. Народная одежда, сшитая по подлинным образцам традиционных костюмов, из разных уголков Эстонии, находит применение в качестве одежды участников народных гуляний и праздников (певческие праздники и праздники народного танца). Особенности северного и южного регионов сохранились благодаря существовавшему долое время разделению Эстонии на Эстляндскую и Лифляндскую губернии. Это выражается и в более поздних явлениях народной культуры, например, распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед" в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс")

    Семейная обрядность эстонцев сохранила многовековые традиции. Например, по строгому убеждению народа, брак считается заключенным после проведения основных обрядов свадебной церемонии, заключающихся в надевании на невесту головного убора замужней женщины и подвязывания передником, а не после церемонии церковного венчания. Современные свадебные ритуалы, связанные с гражданской регистрацией брака, предполагают включение шуточных обрядов (перегораживание дороги свадебному поезду, проверка навыков ведения хозяйства у молодой пары, похищение невесты и т. д.). Огромное значение для современных эстонцев имеет лютеранство и связанный с ним похоронный обряд. В последний путь провожают коллективным пением псалмов, называемых хоралами. У православных позаимствовано обряд поминок на 40 -й день.

    Традиции Одной из лучших традиций древности, сохранившихся до сегодняшних дней, является обычай, предполагающий зажигание костров на Ивана-Купалу (24 июня) по все й Эстонии. Гуляние происходит ночью, накануне этого дня, сопровождающееся песнями и танцами. Сохранились и народные обычаи хождений на Мартынов день (10 ноября) и 25 ноября – на Катеринин день. Из наиболее значимых праздников ежегодно отмечается сезонный праздник урожая. Певческий праздник в Тарту и Таллинне, ежегодно собирает на знаменитом поле половину всего населения страны. Знаменитому хоровому пению уже более 100 лет.

    Ежегодные летние дни для молодежи сопровождаются танцами и песнями эстонцев разных возрастов, одетых в национальные женские и мужские костюмы. Эстонское рукоделие настолько уникально, что вязка и макраме являются визитной карточкой страны. Бытует мнение, что узоры придуманы для моряков, которые, заблудившись в море, могли бы по одежде распознавать местность. Кроме того, эстонцы являются известными мастерами по обработке древесины, скорняки и превосходные умельцы по выделке кожи.

    Традиционная национальная кухня сформирована, во многом, под мощным влиянием немецкой кухни. Эстонской кухне не грозит однообразие, т. к. можно встретить блюда из говядины и свинины, рыбы, а также овощей и др. других ингредиентов. Национальными блюдами считаются блюда, приготовленные из ржаной муки «кама» , пшеницы и ячменя, гороха, употребляемые с молоком либо простоквашей, а также, чрезвычайной популярностью пользуется приготовленная со свининой и крупой капуста «мульгикапсад» , кровяная колбаса и клецки.

    Среди напитков здесь славится пиво Эль, которое изготавливается на некоторых островах Эстонии. Не смотря на то, что вкус у этого пива слабоват, тем не менее, оно отличается завидной крепостью. Любят эстонцы также и ссаку, и березовое пиво, и хуугвайн (это вино, которое подогревается со специями).