Роль семьи в психическом развитии ребенка. Понятие семьи, ее роль в развитии психики ребенка. Хороший отец – залог счастливой семейной жизни дочери

Фото: Iakov Filimonov/Rusmediabank.ru

Мама и папа - первые люди, которые помогают малышу адаптироваться в новом для него мире. Обеспечить кровом и теплом, вовремя покормить, создать вокруг чистоту и уют - это лишь маленькая толика родительских обязанностей, ведь семья играет гораздо большую роль в развитии ребенка, в становлении его как полноценной личности.

Любому ребенку важно, чтобы родители принимали и любили его таким, какой он есть. С маленьким носиком, чуть раскосыми глазами, капризного, то есть любого. Безусловная любовь является основой, благодаря которой у человека формируется адекватная самооценка, терпение и уважение к окружающим, жизненные кризисы переносятся легче, а сама жизнь кажется увлекательным путешествием.

Роль мамы

Самая главная задача мамы с психологической точки зрения - дать ребенку ощущение безопасности с первых дней жизни. Это ощущение появляется у малыша, когда он находится рядом с ней, на ее руках, когда мама прикладывает его к груди. Сердцебиение крохи успокаивается, дыхание становится более ровным. Ребенок чувствует, что все будет хорошо, его никто не обидит. От того, как мама выполнит эту задачу, зависит восприятие ребенком окружающего мира в целом - стоит ли ему доверять или нет.

Обычно родители еще до рождения малыша стремятся заполнить детскую игрушками, даже не догадываясь, что самой главной «игрушкой» в первое время для него станет мама. Она возьмет кроху на руки, покажет и расскажет о том, что его окружает, познакомит с миром тактильных ощущений через поглаживания, будет строить смешные рожицы и гулить вместе с ним, а на ночь споет колыбельную, приобщая ребенка к миру звуков. Именно такие простые и разнообразные действия помогают новому человечку полноценно развиваться в психическом плане.

Роль папы

Многие мужчины считают, что они не могут дать своему малышу того, что дает мама. Конечно, роль мамы в жизни ребенка иная, но это не говорит о том, что папе стоит в стороне дожидаться момента, когда сын или дочка вырастет и можно будет заняться их развитием и воспитанием.

Формирование системы ценностей детей лежит на мужских плечах. Именно папам удается доходчиво объяснить, что «такое хорошо, а что такое плохо», рассказать ребенку, какие поступки стоит совершать, а какие нет. Папе под силу воспитать ответственного и дисциплинированного человека.

На раннем этапе развития ребенка, одной из главных функций отца является его знакомство с миром, с социумом. Кто позволит малышу прокатиться на лошади? Кто отпустит в первый раз с горки и разрешит пробежаться по луже? Кто лучше расскажет, как нужно вести себя с детьми на площадке, как правильно переходить дорогу? Конечно, папа.

Роль бабушек и дедушек

Во все времена бабушки и дедушки были неоценимыми помощниками для молодых родителей. Многолетний опыт по уходу и воспитанию оказывается очень бесценен, поскольку всех тонкостей не расскажут на курсах и не напишут в книгах.

Главной задачей старшего поколения является передача знаний, накопленного опыта. При общении бабушек и внуков происходит установление родовых отношений, дети узнают, что у их родителей тоже есть родители, у тех, в свою очередь, были свои родители и так далее. В основном, только благодаря старшему поколению создается преемственность поколений.

Кроме того, наличие расширенной семьи создает более широкий круг общения для ребенка, ведь именно бабушкам и дедушкам можно доверить новорожденного.

Психологическая атмосфера в семье

Любой родитель понимает, что крики и скандалы в семье накладывают негативный отпечаток на личность растущего человека. Происходит это потому, что ребенку свойственна особая впечатлительность, а поскольку его семья является для него целым миром, то все что в ней происходит, становится личным переживанием.

Не редки случаи, когда поведение малыша резко меняется, хотя видимых причин для этого нет. Он может стать более капризным, перестать хорошо кушать, спать более беспокойно или даже заболеть. Естественно, что мама с папой пытаются помочь крохе всевозможными способами, ищут причины, даже не задумываясь, что именно их конфликтные отношения, разногласия могли выступить источником таких перемен в поведении малыша. Ребенок не способен сказать словами, что его беспокоит. Свои эмоций, переживания он выражает через изменение привычного поведения, болезнь. Поэтому так важны хорошие и любящие отношения между родителями.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно - эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения.
Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается наличности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное - структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения.

Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.
Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт индивидов, в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами.

Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовательно, на формирование и становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, являются:

Состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;

Скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

Образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;

Отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.

Образцами поведения служат прежде всего сами взрослые -их поступки, взаимоотношения. Дети, как известно, отличаются своей способностью к подражанию. Они перенимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим людям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возникает новое, социально необходимое образование -стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной этого стремления является нравственное чувство или совесть.

Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими.

Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информированности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями.

Отсутствие этих условий приводит ко многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной активности, негативным формам поведения, раздражительности, подавленному настроению, деформируют самооценку и полоролевое поведение.

Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиться комплекс неполноценности . В этой ситуации ребенок становится безынициативным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в собственных силах.



Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.

Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.

Это может привести к отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях.

Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, лицемерию. Этим же часто объясняются и случаи немотивированной жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей.

6.Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития -от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции семьи.

Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали и слушались, не очень удачливый муж пользовался женским доверием, не слишком толковому сыну передавалось негласное, само собой разумеющееся старшинство от отца. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок.

Сегодня, первое что отличает современную семью -новая структура. Городская семья, как правило, малочисленна -одно-два поколения. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь -в основном на отношениях супружеских, а родительские отношения (хотя значение их очень велико) отошли на второй план.

Однако, в крупных городах распадается свыше 50% браков. Причем более чем у 1/3 распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и детей.

К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут в постоянном конфликте, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего.К этим же факторам можно причислить и новое общественное положение женщины, ее экономическую и социальную самостоятельность.

Исследования учеными картины реально существующих типов семьи позволили выделить:

· патриархально-модернизированный,

· детоцентрический,

· супружеский,

· материнский и

· неполный типы семей.

Патриархально-модернизированный тип семьи : характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти; этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип семьи : обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.

Супружеский тип семьи : отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители -дети опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи : как безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

Неполный тип семьи : как сколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет» в городе Воткинске

(филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г.Воткинске)

Контрольная работа

по курсу «Психология развития»

тема: «Роль семьи в развитии ребенка»

Проверил преподаватель:

Новгородова Ю.О.

Выполнила студентка

Куликова Эльвира Мударисовна

Воткинск 2012г

С одержание

Введение

1. Влияние семьи на развитие ребенка

2. Родительская любовь

4. Роль матери и отца в развитии ребенка

6. Классификация стилей родительского поведения

Заключение

В ведение

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.

Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Однако, семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

1. В лияние семьи в развитии ребенка

Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия.

Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.

Поэтому воспитательная функция семьи - одна из важнейших её функций.

В целом можно заключить, что задачи семьи:

Создать максимальные условия для роста и развития индивида,

Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,

Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания - семейное воспитание. Семейное воспитание - это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.).

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:

§ любовь, гуманность и милосердие к ребенку,

§ постоянное внимание и забота о растущем человеке,

§ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,

§ открытость и доверительность отношений с детьми,

§ последовательность в своих требованиях,

§ оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

2. Родительская любовь

Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).

И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркоманией часто стоят не любящие своих детей родители.

Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать - необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.).

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Эмоциональное отношение родителей к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви. В континууме значений эмоционального отношения родителей к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений - от безусловно положительного до открыто негативного полюса:

безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «не смотря ни на что»).

Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителями личности ребенка и его поведения.

Отрицательная оценка и осуждение родителями конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителей.

Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе.

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самих родителей).

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

3. Роли м атери и отца в развитии ребенка

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.

Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки - её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка - источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.

Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:

· в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);

· в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;

· в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;

· в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.

Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.

Дети в возрасте 3 - 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс - у мальчиков и комплекс Электры - у девочек.

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - приводит, как правило, к нарушению поведения.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.

Авторитет родителей - это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Они стремятся к тому, чтобы их слушались - такова их цель. На самом деле это ложная цель.

· авторитет любви - стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним; авторитет доброты - чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя сой характер.

5. Классификация стилей родительского поведения

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей - это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение»).

Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родителе воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние»).

Концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

Чрезмерная уступчивость;

Неадекватность понимания личности ребенка;

Отношение с ребенком, как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);

Неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

Неумение руководить детьми;

Духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение»).

Эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей - редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Г.Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского поведения, выделенных на основании соотношения двух факторов воздействия на ребенка в семье - родительского контроля и родительской теплоты.

Авторитетный стиль родительского поведения - образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) - образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственны индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитании детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к отклоняющемуся поведения.

З аключение

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

Но я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего только что ходить.

И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести в отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей - самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему ещё больше неприятностей и огорчений.

С писок литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.

4. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002.

5. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние отца на психическое развитие ребенка, особенности его роли в семье и воспитании детей. Важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Последствия невыраженной роли отца в семье, его роль в социализации детей.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Роль семьи в воспитании ребенка. Типы семейных взаимоотношений. Привязаность ребенка к матери. Типы характера матерей. Влияние "фактора матери" на ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Типы взаимоотношения в семье. Типы характера матерей.

    научная работа , добавлен 24.02.2007

    Влияние семьи на развитие ребенка. Стили родительского поведения. Взаимоотношения родителей и детей. Изменяющаяся природа семьи. Семья и стресс. Неполные семьи: факторы риска, возможности. Исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2008

    Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

    реферат , добавлен 20.03.2009

    Становление родительского поведения при рождении ребенка; роль семьи в его личностном развитии, возрастная динамика отношений. Любовь как основа психического развития младенца. Формирование достоинства и самоуважения у ребенка: правила для родителей.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2014

    Факторы развития личности. Психология отцовско-детских отношений в историко-культурной перспективе, подходы к исследованию данной проблемы. Роль отца в формировании личности ребенка, значение полной семьи. Анализ результатов исследования и их обсуждение.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

Семья - первая среда, в которой ребенок начинает жить, и которую он воспринимает. Большую роль играет социальное и экономическое положение семьи, род занятий и уровень образованности родителей, внутрисемейная атмосфера. Именно их воздействие, накапливаясь, формирует личность ребенка, делая его индивидуальностью.

Семья играет существенную роль на протяжении всей жизни человека. Ее влияние семьи становится кардинальным при определении и исполнении ребенком семейных ролей.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Жизнь младенца полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым. Основное содержание общения между взрослым и ребенком – обмен выражениями внимания, радости, жестов, слов и т.д. О решающей роли общения в психическом возрасте свидетельствует так называемое явление «госпитализма». Нарушениями психомоторного развития детей, воспитывающихся вне семьи, занимался Р. Шпиц (наблюдал за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Дети из яслей имели одно преимущество, за ними ухаживали их собственные матери. Годовалые дети из приюта вели себя навязчиво и пугались незнакомых людей, у ясельных детей основная проблема была связана с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью). Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разрывом контакта с биологической матерью. Российские психологи и педиатры причину госпитализма определили как дефицит общения, но симптомы госпитализма могут возникнуть и при ранней разлуке (помещение ребенка в больницу) и даже в семье.

Трудными для установления взаимодействиями с ними оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также дети с «трудным» темпераментом. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется синдромом «дефицитарности ключевых сигналов»: улыбаются в более поздние сроки, отсутствует инициатива в контакте со взрослым, ответная реакция очень слаба, избегают эмоционального и зрительного контакта. В первом полугодии наблюдается доминирование отрицательных эмоций и высокая утомляемость. Выделены и матери группы риска: депрессивные, с психическими заболеваниями и т.д.

Характерные изменения поведения со стороны ребенка и со стороны матери могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать - младенец».

Для нормального развития ребенка, в общении у взрослых и детей должны выработаться определенные принципы общения:

1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители должны любить и принимать ребенка таким, какой он есть, а не за что-то определенное (безусловная любовь). Бывает так, что ребенок может вообще не приниматься родителями или отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но также может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.), необязательно родители это осознают; бывают подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее).

Исследования показывают, что на протяжении раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности также является взрослый человек, поддержка и одобрение которого является необходимым условием «уравновешенности» ребенка с окружающей средой, переживания им эмоционального благополучия.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями

Наблюдается тенденция к независимости по мере того, как они готовятся к самостоятельной жизни и семья должна к этому приспособиться. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Большинство семей успешно справляются с этим переходным периодом, пересматривая роли и сохраняя при этом сплоченность, гибкость и открытость в общении. По мере ослабления роли семь возрастает роль сверстников и значимых других. Эмоциональная поддержка, которую подростки получают от них, чрезвычайно важна для развития социальных навыков.

Дружба и отношения со сверстниками становятся «дорогой жизни» для подростков. Сначала друзья выбираются среди себе подобных и разделяющих их ценности. В отрочестве дружеские связи строятся на внешности и статусе. В юности – более серьезный выбор, который отражает ценности индивидуума. Эриксон главной задачей юности считал формирование эго-идентичности. Джейм Марсия модифицировал теория Эрика Эрикосна и выделил 4 стадии формирования идентичности через которые юноши и девушки могут проходить в процессе развития своей идентичности:

1. статус предрешенности – связали себя обязательствами, но кризис идентичности не прошли;

2. статус диффузии – не прошли через кризис и не связали никакими обязательствами;

3. статус моратория – пережили кризис и пытаются определиться в отношении самого себя и будущего;

4. статус достижения идентичности – успешно прошли кризис и самостоятельно приняли на себя обязательства.

На статус идентичности влияют различные факторы, включая социальные ожидания, Я – образ, реакции на стресс.

Зрелая личность – человек, который прошел кризис, выработал свои взгляды, помогающие немного отойти от семьи и заниматься собственным трудом.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Можно выделить 4 тактики воспитания:

1. Диктат - подавлении поведения одними членами семейства (преимущественно взрослыми), инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали и т.д. Однако насилие со стороны родителей сталкивается с сопротивлением ребенка, который отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

2. Опека - родители, обеспечивая всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и усилий. В центре воспитания – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители «блокируют» процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Такие дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Они начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Результат: отсутствует самостоятельности, инициативы.

3. "невмешательства"- строится на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

4.Сотрудничество - опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Выделяют также 3 стиля семейного воспитания:

1. Демократический - прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

3. Попустический - ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.