Осенняя тема в детском саду. Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. В комплект входят такие развивающие задания

Что такое осень? Мы уже видели желтые листья, обилие цветов, фруктов и овощей, дождь и даже изморозь, собирали шишки и каштаны. Настало время поговорить про эту пору года во время наших занятий в . Сразу напомню про лото и , которые Вы можете скачать по ссылкам, и начну рассказывать о новом комплекте.

Мы постарались сделать его максимально творческим, ведь осень – пора вдохновения и новых свершений. Задания комплекта направлены на развитие у детей мелкой моторики и координации движений, креативности, логики и мышления, а также на подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Осень”

В комплект входят такие развивающие задания:

  1. Осенняя находилка. Для выполнения этого задания Вам нужно отправиться с ребенком на прогулку в парк или лес, где Вы сможете вместе найти указанные в задании осенние сокровища.
  2. Найди пару и соедини. Среди разбросанных предметов нужно найти 2 одинаковых и соединить их карандашом или маркером для белой доски, положив предварительно лист с заданием в файл-уголок.
  3. Разложи листочки по цветам. Для подготовки этого задания вырежьте отдельно цветные осенние листочки, а затем предложите ребенку разложить их на прямоугольники подходящего цвета.
  4. Шаблон для рисования пальчиками. Нужно нарисовать осенние листья на дереве и в воздухе, сдутые ветром с дерева.
  5. Разрежь ножницами по пунктиру. Для выполнения этого задания вырежьте осенний листок, раскрасьте его вместе с малышом и, держа его руку в своей, разрежьте листок ножницами по пунктиру.
  6. Шнуровка “Желудь”. Вырежьте желудь и наклейте его на картон, по указанным белым точками пробейте дыроколом отверстия. Покажите малышу, как продевать шнурок в дырочки. Предложите ему повторить за Вами.
  7. Шаблон для аппликации “Осенний листок”. На него можно наклеить кусочки цветной бумаги, журналов или кухонных салфеток, а можно намазать внутри кленового листочка клеем, а потом посыпать манкой или другой крупой.
  8. Шаблон для аппликации из листьев. Во время прогулки с малышом найдите цветные листья, высушите их и наклейте: мишке туловище, девочке платье, бабочке крылья, над корзиной воздушный шар.

Теоретический материал к занятию по разделу "Ознакомление с окружающим миром" по теме: "Начало осени. Признаки осени." (Старшая группа)

В данной публикации представлен теоретический материал по лексической теме: "Начало осени. Признаки осени."
В нем систематизирован методический и теоретический материал, который выдает учитель - дефектолог на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Теоретический материал дозирован, апробирован педагогом в практической коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, в нем раскрыто содержание лексической темы, так же предлагается перечень дидактических игр,словарь по данной теме.
Представленная работа может быть полезной для педагогов коррекционных образовательных учреждений, воспитателей, психологов, родителей.

Тема занятия: "Начало осени. Признаки осени".

Цели занятия:
- Учить детей узнавать, показывать, различать и называть времена года на картинном, демонстрационном материале, опираясь на основные признаки времени года.
- Учить детей узнавать, находить, называть время года - осень.
- Учить детей наблюдать за погодой, видеть природные изменения, называть признаки осени, соотносить с картинным и сюжетным материалом, содержащим отличительные признаки осени.
- Учить детей рассматривать и рассказывать по сюжетным картинкам об изменениях в погоде и природе осенью.
- Закреплять знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе, по гербарию.

Содержание темы:
Закреплять знания детей о временах года, опираясь на основные признаки времени года: зима - мороз, снег, природа «спит»; весна - тепло, солнце, ручьи, природа «просыпается»; лето - жарко, ягоды, все растет, цветет; осень - похолодание, листопад, отлет птиц, природа «засыпает».
Дать первоначальные представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки:уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди.
Рассматривать натуральные осенние листья различных пород деревьев, обращать внимание на их окраску.
Познакомить детей с гербарием, бережному отношению к природе.

Дидактические игры:
«Какое время года?»
«Назови признаки осени»
«Когда это бывает?»
«Узнай по цвету»

Словарная работа:
осень,лето, зима, весна, продолжительность дня, сокращение продолжительности дня, длиннее ночь, похолодание, сумерки,листопад, гербарий, аллея, сквер, тускло светит,оранжевый, светло - зеленый, бардовый, рябиновые, сиреневый.

Проект «Осень золото роняет» для старшей группы МКДОУ №494 Комбинированного вида г. Новосибирск 2016 г. «Осень золото роняет Автор проекта : воспитатель старшей группы Скокова Н.А Тип проекта : познавательно-творческий По количеству участников : групповой Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители. Срок...

Конспект занятия «Осень в лесу» в старшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ» Детский сад№8» г.Находк ООД «Познавательное развитие» в старшей группе Тема» Осень в лесу » Составила воспитатель :О.В.Антохи 2019г. Цель : Воспитание у детей чувства сплоченности дружелюбия. Задачи : Воспитывать у...

Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Сценарий праздника «Встречаем Осень» в старшей группе

Публикация «Сценарий праздника «Встречаем Осень» в старшей...» «Встречаем Осень» сценарий праздника для детей старшей группы Роли: Ведущий, Осень, Простуда Под веселую музыку дети с листочками вбегают в зал за воспитателем танцуют и встают полукругом Танец с листочками Вед.: (собирает листья) Давайте листочки в букет соберем, Об осени...

Программное содержание:  повторить признаки осени, название и внешний вид деревьев и грибов, названия овощей и фруктов, название транспорта.  учить ориентироваться в пространстве по плану группы и находить предметы, учить разгадывать загадки, учить...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» СТ. БАГАЕВСКАЯ _ Конкурсное задание первого (заочного) тура областного профессионального конкурса «Учитель года Дона - 2020» в номинации «Воспитатель года» «Педагогическая находка» Конспект...

Сценарий осеннего праздника «Осенняя дискотека» для детей старшего дошкольного возраста ОСЕННЯЯ ДИСКОТЕКА (старшая, подготовительная группа) Действующие лица: Ведущая Диджей Осень Баба Яга Кащей Зал оформлен компьютерными дисками и осенними листьями. Вход детей под фонограмму песни «ОСЕНЬ» Ведущий. Снова осень, снова птицы В тёплый край лететь спешат. И опять...

Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Конспект проведения прогулки «Золотая осень» в старшей группе

Конспект проведения прогулки в старшей группе Тема: Золотая осень Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Задачи: 1. Обогатить и систематизировать знания детей об осени. 2. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени. 3....

Сценарий осеннего развлечения для детей старшей группы Осеннее развлечение для детей старшей группы № 5 ВЕДУЩАЯ. Снова осень… Снова птицы в теплые края спешат. И опять осенний праздник К нам приходит в детский сад. Праздник начинаем! Осень прославляем! Дети исполняют песню «Бал осенних листьев» Ведущий: Ребята, сегодня Осень...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево» Цель: формировать и развивать у детей художественно-творческие способности. Программные задачи: 1. Продолжать учить различать характерные признаки осени. 2. Закреплять представление...

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …