Почему в 90 носили малиновые пиджаки. Малиновый пиджак. Свободные платья с принтом

Есть несколько версий происхождения столь емкого и точного понятия, но существует бесспорный факт: 7 сентября 1992 года в статье газеты «Коммерсантъ» впервые был употреблен термин «новые русские» применительно к определенной группе быстро разбогатевших после распада Советского Союза людей. Стоит заметить, что в англоязычной форме словосочетание «New Russians» использовалось уже с 1990-х годов, поэтому здесь может идти речь и о калькировании иностранного выражения на русский язык.

Основоположником моды на малиновые пиджаки был Сергей Мавроди

К тому же, существует мнение о том, что «новые русские» — это своеобразное языковое обыгрывание французского слова «нувориш», которое дословно переводится как «новый богач». Интересная деталь заключается в том, что в конце XIX века, когда в Российской империи стремительно совершалась промышленная революция, в широкое употребление вошло слово «скоробогач» или «скоробогатый» — человек, сумевший нажить солидное состояние в ограниченные сроки. У всех этих терминов, однако, есть важная общая черта — они носят так или иначе негативный оттенок по отношению к своему объекту.

Типичный представитель «новых русских»

«Новые русские» появляются на закате позднесоветского общества. Первыми представителями этого общественного слоя были, так называемые, «цеховики» или владельцы нелегальных подпольных производств, занятых выпуском дефицитной продукции. В годы перестройки частная предпринимательская деятельность легализуется в формах кооперативного движения. В то же время на базе столичных райкомов ВЛКСМ создаются Центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), которые стали первыми бизнес-структурами в СССР. ЦНТТМ положили начало процессу обмена номенклатурной власти на собственность, что позднее привело к значительному слиянию представителей бизнеса и власть имущих. В бизнес потянулись партийные работники, чиновники, энергичные хозяйственники, отставные офицеры армии, КГБ и МВД.

Слоган одной телепрограммы из 90-х: «Новая программа для новых русских»

Помимо выходцев из номенклатуры в бизнес устремились представители всех слоев общества. Предприимчивые инженеры, научные работники, врачи, учителя, спортсмены, обладавшие способностями к коммерческой деятельности, запасом энергии и честолюбием, открывали собственное дело.

В формировании зарождавшегося слоя предпринимателей приняли участие и представители криминальных структур, которые брали на себя функции охраны и покровительства (так называемое «крышевание»), требуя за это немалые суммы. «Крышевание», а также торговля нелегальными товарами и услугами (оружие, наркотики, устранение конкурентов и др.) стали способом накопления первоначального капитала, который переводился затем в формы легального бизнеса.

Никита Михалков в фильме «Жмурки» гениально сыграл типичного «нового русского»

«Новые русские» стали независимым, достаточно замкнутым социальным слоем, который в короткие сроки выработал свою идеологию, систему ценностей, сформировав таким образом уникальную субкультуру. Стоит отметить, что за годы советской власти предпринимательская традиция была практически утрачена и должна была возродиться фактически на пустом месте. Богатые традиционно воспринимались в русской культуре скорее негативно, всегда возникал неминуемый вопрос об источниках и методах обогащения, а профессионал в сфере торговли несколько пренебрежительно обозначался словом «торгаш».

Отношение нового русского к традиционному советскому человеку нашло свое оформление в слове «совок». Новый русский — индивидуалист, твердо стоящий на земле, чуждый различных интеллигентских «заморочек», вроде идеи бескорыстного служения на благо отчизны или непрактичности своего поведения. Демонстративные характеристики образа жизни «нового русского» противостоят советским традициям.

Образ «новых русских» обыгрывается в сериале «Бригада»

Однако сам мифологизированный персонаж «новый русский», герой многочисленных анекдотов, в большей степени связан с традиционными социальными группами исторической России. Это, в первую очередь, мещанство, представители которого при всех обстоятельствах, при любой власти обустраивают свой быт, стремятся обеспечить семью, детей, ближайшую родню всем необходимым. С другой стороны, в образе «нового русского» узнается традиционный русский разбойник, сорящий шальными деньгами, обменивающий презренный металл на шумный восторг и одобрение товарищей, собутыльников и клиентов.


Постановочный кадр, прекрасно отражающий некоторые реалии 90-х

Говоря о типичном представителе «новых русских», нельзя не упомянуть традиционные атрибуты этой социальной группы:

«Малиновый пиджак». Считается, что саму идею верхней одежды такого цвета «новые русские» заимствовали у игроков элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Однако здесь стоит также отметить необыкновенную жажду приобретения «брендовых» вещей, непосредственно от крупнейших модельеров мира. Так, в 1992 году Джанни Версаче представил свою новую коллекцию, в которой гвоздем программы стали как раз малиновые пиджаки, а после показа все уважающие себя российские бизнесмены посчитали обязательным одеться в «версаче». Малиновый пиджак стал непременным элементом гардероба практически любого нувориша. Малиновый цвет, вероятно, мог быть связан в сознании «новых русских» с блатным жаргонным словом «малина», обозначавшим воровской притон или вообще что-либо хорошее, удобное или вольготное.

Прическа «бобрик». Такой вид стрижки предполагает состригание волос в области висков и затылка, а при этом относительно длинные волосы остаются в виде челки, уменьшаясь к затылку. Считается, что подобный образ зрительно уменьшает объем головы и делает обладателя стрижки грубым и очень мускулинным. Вероятно, именно поэтому такой незамысловатый силуэт стал столь популярным среди «новых русских».

«Голда». Массивную золотую цепь на шее носили исключительно навыпуск, например, поверх шелковой рубашки. Отлично такую цепь дополняли увесистые перстни и браслеты.

«Ищу работу с риском» — такое объявление можно было встретить в газетах

«Распальцовка». Особая специфическая жестикуляция «нового русского». В воровском лексиконе часто используется жест «коза», при помощи которого выносится предупреждение собеседнику об угрозе выколоть ему глаза. Также весьма вероятно, что характерная «распальцовка» «новых русских» напоминает о своеобразном расположении пальцев при захвате пистолета: большой палец располагается на предохранителе, указательный палец на спусковом крючке, а безымянный палец сжимает рукоять.

«Котлы». Одним из основных атрибутов настоящего «нового русского» стало обязательное наличие дорогих швейцарских часов, например, марки Rolex. Особым почетом пользовались золотые часы, инкрустированные драгоценными камнями. Говоря о происхождении самого термина «котлы», можно привести несколько версий его происхождения. Поскольку большинство блатных выражений пришло из идиша, то и слово «котел» может быть того же происхождения, что означает круглую башню, на которой стоят часы. В английском воровском лексиконе есть термин «kettle banger» — вор, специализирующийся на краже часов. Слово «котлы» могло иметь и отечественную этимологию: в лагерях для заключённых начало обеденного перерыва обозначалось специальным сигналом, который воспроизводили с помощью посуды (кастрюль) наподобие колокола. В данном случае кастрюля — котёл. В итоге для заключенных слово «котлы» метафорически обозначало время, а позже это название приклеилось и к наручным часам.

Типичные «переговоры» в офисе «нового русского»

«Шестисотый мерседес». Модель Mercedes-Benz S600 стала визитной карточкой «новых русских». Флагман европейского автомобилестроения начала 90-х был мечтой представителей зарождавшегося отечественного бизнеса. Помимо «запорожца» «шестисотый» стал вторым автомобильным героем русского фольклора. В отличие от автомобилей BMW, которые называли «боевой машиной вымогателей», «шестисотый» получил достаточно нейтральную эмоциональную окраску. Стоит отметить, что первый в России мерседес принадлежал не бизнесмену, а политику — Владимиру Жириновскому.

«Капуста». Это слово в значении «деньги» появилось в воровском жаргоне наряду с терминами «вилки», «филки». Принимая во внимание наличие в обычном языке словосочетания «вилок капусты» (т.е. кочан), а также отдаленную схожесть такого вилка с пачкой купюр (особенно на срезе), можно понять происхождение этого термина. К тому же капуста — зеленый овощ, по цвету отсылающий к американской валюте «долларам» или «баксам». Один из остроумных эссеистов эпохи 90-х замечал: «Самоуверенный мистер Доллар, попав в нашу Зону и получив кликуху Бакс, теряет свою респектабельность и начинает вести себя непредсказуемым образом. Лимон в коробке из-под ксерокса совсем не то же самое, что миллион долларов в банке».

Этот мрачный и дикий период новейшей российской истории начался в конце 80-х годов. Тотальный контроль государства внезапно обернулся абсолютной свободой, но многим она оказалась просто не по зубам. В поле вышли новые герои того времени: беспринципные и жестокие группировки, способные пойти на все, ради собственной выгоды.

Транспорт

Нормальные парни по району рассекали на ВАЗ 2109 - в такую было удобно запрыгнуть всей бригадой после дела. У более серьезных парней и машины были посерьезнее: популярностью пользовались «пятерки» BMW и, конечно же, легендарные внедорожники Jeep Grand Cherokee. Главным символом той беззаконной эпохи несомненно стал Mercedes S 600.


Оружие

В качестве повседневного инструмента для дела использовался обширный инвентарь: нунчаки, кастеты, ножи-бабочки и даже редкие на те времена бейсбольные биты. Огнестрельное оружие водилось в больших количествах, бандиты любили китайские ТТ, но не брезговали и оставшимися еще с военных времен «парабеллумами» и «вальтерами».

Спорт

За легкими деньгами прежде всего потянулись те, кому терять было нечего, да и надеяться особо не на что. Дети спальных районов коротали пубертат в подвальных качалках, поэтому спорт, что называется, был у них в крови. Частенько к уже сформированным бригадам примыкали несостоявшиеся парни из большого спорта, борцы и боксеры.


Развлечения

Деньги появлялись так же быстро, как и добывались. Никаких особенных развлечений «братва» еще для себя не представляла - сауна, девочки, дорогие спорткостюмы, да обвесы на любимую тачку. В начале 90-х одной из главных примет времени стали ночные клубы и казино: московская «Метелица», к примеру, так и вовсе снискала славу главного бандитского заведения.

Малиновый пиджак и золотые печатки

Сегодня рассказы о малиновых пиджаках воспринимаются анекдотами, но в то время они действительно стали отличительным признаком развития бандитизма по всей стране. Образ жульмана в первую очередь сигнализировал о наглости: дескать, вот он я, стою нарядный и видно меня за версту. В моду снова вошли золотые перстни, хитом же стала печатка сразу на несколько пальцев.

Гангстерские войны

Основной передел рынка шел в столице. Война начиналась как дикая схватка всех против всех, но постепенно группировкам пришлось объединяться сначала против подразделений СОБРа и ОМОНа, а затем и против гораздо более злых и беспринципных выходцев из Чечни.

Спорткары

Постоянная угроза для жизни заставила «пацанов» пересмотреть свое понимание «правильных» машин. Конечно, лады-девятки никуда не ушли - расходный материал, удобный для объезда своего района. Но представительские машины сменялись более практичными, быстрыми и маневренными спорткарами, причем предпочтение отдавалось спортивному купе «Понтиак» и естественно «Ягуару».

Кладбищенская мода

Постоянные разборки привели к формированию особого отношения братков к кончине и похоронам. Своих хоронили с помпой: кавалькада дорогих машин прокатывала по центру города под надрывные вопли клаксонов. Памятники ушедшему воителю напоминали произведения искусства, в моду вошли музыкальные гробы.

Приобрёл такой вид, неизвестна. Возможно, такая мода - последствие дефицита товаров народного потребления (в том числе и одежды) времён «заката СССР ». Обладатели малиновых пиджаков таким образом подчёркивали, что могут позволить себе всё, что угодно. В 1992 году на Неделе высокой моды в Париже дизайнеры Versace показывают новую коллекцию: классические брюки и ярко-красные пиджаки. Не проходит и месяца, как подобные наряды появляются на новых русских.

1992-1994

Возможно и такое объяснение: при открытии границ России для импорта в ходе гайдаровских реформ начала 1992 года на дефицитарные российские рынки в первую очередь начали ввозить западные ширпотребные товары самого дешёвого сегмента, такие, как, например, женские туфли на каблуке-шпильке из клеенки бренда «Vigorous», спортивные штаны из тончайшего мнущегося нейлона ярких, кричащих цветов с полосой наискосок, идущей по ногам, и шоколадные батончики компании Mars . В начале 90-х россияне ещё не привыкли к разнообразию производимых в мире товаров народного потребления и ещё не построили в своём сознании шкалу «дешёвка / недорого-и-добротно / дорого-и-солидно / элитно». По инерции советских времён любой импорт воспринимался как нечто престижное. Стоит отметить, что в СССР во многих категориях товаров народного потребления не было такого расслоения на категории, которое общепринято в капитализме и является азами маркетинга.

Престижность любого импорта пересиливала даже каноны. Например, женского костюма о несочетаемых цветах и несочетаемых элементах стилей (классика / спортивный).

Малиновые же пиджаки (встречались и зелёные, и рыжие) были как раз из числа первых мужских импортированных товаров. Таким образом, ношение малинового пиджака мужчиной примерно соответствовало ношению женщиной костюма из описанных выше спортивных штанов и туфель на шпильке от Vigorous, что встречалось в то время.

1994-1998

Сначала такие пиджаки встречались нечасто, потом их стали носить все, кто хотел создать себе имидж «нового русского». Мода превратилась в фарс , «малиновый пиджак» перекочевал в анекдоты . А солидные мужчины вновь облачились в традиционные цвета: серый, чёрный, бежевый и «в полосочку».

В 1996 году малиновый пиджак стал признаком выходца из низов, как правило, в возрасте до тридцати лет, необразованного (и при любом другом социальном строе не имеющего никаких перспектив), внезапно получившего значительный доход. В романе «Чапаев и Пустота » малиновые пиджаки носят сутенёры и торговцы кокаином , в следующей жизни ставшие быками на скотобойне.

Мода на малиновые пиджаки прошла в августе 1998 года, после краха ГКО . Сам крах ГКО никак не повлиял на моду, повлияло общее развитие капитализма в России и насыщение российских рынков товаров народного потребления товарами всех ценовых категорий, в том числе теми товарами, которые относились к престижным и элитарным и в странах Запада. В условиях такого развития рынков малиновые пиджаки канули в Лету, как и женские комбинации из дешёвых спортивных штанов с дешёвой же обувью классического стиля.

Источники и примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Малиновый пиджак" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиджак (значения). Пиджак (от анг … Википедия

    Малиновый (#DC143C) Малиновый Цветовые координаты HEX #DC143C RGB¹ (r … Википедия

    Малиновый пиджак непременный атрибут новых русских в начале 1990 х годов, наряду с золотой цепью на шее. В таком виде они показаны в нескольких романах и фильмах об этой эпохе. Причина, по которой обыкновенный мужской костюм приобрёл… … Википедия

    Эта статья о телевизионной игре. О турнирах и о спортивной версии игры см. Что? Где? Когда? (спортивная версия). Запрос «ЧГК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Что? Где? Когда? … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Малина (значения). Малина … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина Роща. Район Марьина Роща Муниципальное образование Марьина Роща Ге … Википедия

    Малина обыкновенная Плоды малины Научная классификация Царство: Растения Отдел … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина Роща. Район Марьина роща Муниципальное образование Марьина роща … Википедия

    Рисунок из журнала «Эксперт» Новый русский (новые русские) … Википедия

Что отличает нового русского эпохи 90-х от российского бизнесмена наших дней? Проведем ассоциативный ряд. Первое, что приходит на ум: мобила размером с тапок, толстые и кресты на груди, барсетки, машины отечественного производства у тех, кто победнее, и черные иномарки для настоящих богачей. Но самое главное - это малиновые пиджаки. Только в таком образе пузатые и лысые нувориши выглядят именно так, как подобает в их статусе.

Да, в настоящее время, малиновый пиджак, действительно, является характерной чертой давно ушедшей эпохи финансовых пирамид, бурной деятельности русской мафии, развития рыночной торговли, отказа от цензуры на телевидении и в прессе, снижения уровня жизни среднестатистического населения и расцвета проституции, алкоголизма, наркомании… Да, это были наши 90-е. Но вернемся к новым русским и их стилю.

Малиновый пиджак не случайно появился на прилавках торговых точек и в дорогих бутиках столицы. Согласно истории, в начале 90-х, а именно в 1992 году Модный дом Версаче продемонстрировал миру новую коллекцию, основным акцентом которой были пиджаки малинового цвета. Нувориши, ранее не следившие за тенденциями моды и не имевшие в своем кармане больших сумм денег, решили, что статус нужно подчеркнуть ярким и запоминающимся образом. Так, те, кто побогаче, приобретали оригиналы от Версаче, начинающие же предприниматели и бандиты довольствовались китайскими копиями. Так малиновый пиджак стал униформой новых русских. Дизайнеры бывшей Всесоюзной республики (Слава Зайцев, например), также трудились во благо бандитов, пошивая все новые и новые модели одежды.

Чем дополняли свой новый образ бандюганы из 90-х? Особенно дерзкие и смелые не боялись сочетать малиновый пиджак со спортивными штанами от "Adidas" и классическими туфлями из искусственной кожи. Те же, кто был приближен к элите, не позволяли себе такой роскоши и обходились черными брюками, но никогда не забывали о золотых украшениях и барсетке.

Вообще, пиджак лишь является символом эпохи, на самом же деле о стиле и жизни новых русских начала 90-х можно говорить много. Так, например, все они строили одинаковые дома из красного кирпича, подобные замкам. До сих пор подобные строящиеся архитектурные сооружения можно встретить в дачных поселках близ города. При выборе машины нувориши фантазию тоже не проявляли. Как правило, богатые братки приобретали себе модели, BMW или же старый добрый ВАЗ-21099.

Возвращаясь к моде, стоит упомянуть о том, что в силу всем известных политических событий, "железный занавес" был открыт, в страну начали активно ввозить дешевые товары низкого качества из Турции и Китая. Жадные до новинок бандиты и их жены активно приобретали модный хлам и считались законодателями стиля всея Руси. Туфли-лодочки на тонкой шпильке, из разнообразных синтетических материалов, джинсы-варенки неизвестных миру фирм и многое другое. Помимо всего прочего на рынках и в магазинах появились детские игрушки из Китая, американская (которая и до сих пор популярна) и много другое, о чем сейчас все мы вспоминаем с некоторой ностальгией.

Конечно, и сейчас малиновый пиджак купить можно в любом модном отделе (благо, мода циклична), но той эпохи уже не вернуть. 90-е остались в истории.

Малиновый пиджак - спутник "новых русских" и криминальных авторитетов 90-х годов.

Одним из главных символов 1990-х годов стали пиджаки красного или малинового цвета, которые предпочитали носить бандиты и «новые русские».

На самом деле, конечно, эта часть классического мужского костюма даже тогда была в основном черной, серой или синей, но процент попугайских цветов и впрямь был куда выше, чем сегодня.

Как же получилось, что самые серьезные и конкретные граждане нашей страны вляпались в столь комичный стиль?

История вопроса

Андрей Козлов , магистр клуба «Что? Где? Когда?» уверял, что малиновые пиджаки начали носить после того, как их стали надевать экстравагантные знатоки. Не очень понятно, почему бандиты решили подражать именно «элитарному клубу» (да и вообще стали интересоваться этой телепередачей), хотя, с другой стороны, деньги там крутились действительно существенные.

Некоторые полагают, что основоположником малиновой моды стал Сергей Мавроди – когда решил поздравить россиян с наступающим 1994 годом в соответствующем прикиде. Это тем более не похоже на истину, ибо на роль законодателя мод глава финансовой пирамиды МММ – даже в нетипичном для него причесанном виде – годится чуть менее чем никак.

На самом же деле во всем виноваты итальянцы. Когда СССР только-только распался и его экс-граждане (не все, далеко не все) начали легализовывать капиталы и разъезжать по миру, у них появился и интерес к одежде: мышиная советская мода уже не устраивала глотнувших воздух свободы братков.

И тут в 1992 году в Париже, на Неделе высокой моды, «Версаче» выкатывает совершенно нелепую коллекцию костюмов, где ярко-красные пиджаки сочетались (вернее, кричаще не сочетались) с серыми брюками. Часть образцов была немедленно раскуплена гостями из далекой восточной страны, и скоро российский рынок был завален как оригинальными красно-малиновыми прикидами, так и польскими и турецкими подделками.

Возможно, культ малиновых пиджаков поддержало еще и то обстоятельство, что само слово «малина» (1. Дом, квартира, жилище. 2. Притон, место сбора какой-л. компании. 3. Что-л. хорошее, вольготное, удобное. 4. Место, где много женщин) особенно грело воровскую душу.

Впрочем, не только «новые русские» носили такую одежду, но и вполне приличные чиновники. Первый президент Украины Леонид Кравчук рассказывает, как познакомился с будущим президентом России, который в те годы работал заместителем мэра Санкт-Петербурга: «Я на человека в малиновом пиджаке внимание обратил. "Кто это?" – Спросил. "Владимир Путин ", – ответили мне. Очень красивый, ультрасовременный. Тогда все бизнесмены такое носили, все крутые…».

При этом гуляющая по Сети фотография, где Путин в малиновом пиджаке и тренировочных брюках Adidas стоит рядом с Собчаком – грубая подделка.

Кризис жанра

К 1996 году малиновые пиджаки уже вошли в анекдоты и стали восприниматься как нечто устаревшее, признак примитивности обладателя этого предмета одежды. Период первоначального накопления капитала прошел, «новые русские» окончательно разделились на неудачников – бандитов, сутенеров, мелких наркоторговцев – и хозяев жизни, крупных бизнесменов и чиновников. Множество первых переместились вместе со своими пиджаками на полтора-два метра под землю, вторые же познали гармонию, стали эстетами и одевались уже на зависть английским лордам.

Поэтому сейчас от тех времен остались только воспоминания… и те пиджаки, которым повезло пережить период своей популярности (а часто – и собственных хозяев). Крупнейшая коллекция малиновых пиджаков в России называется «Реальный прикид» и принадлежит Дмитрию Фунтикову . Это не музейные экспонаты, пиджаки продаются и покупаются, так что в приступе ностальгии вы можете приобрести или взять в аренду самый яркий атрибут 1990-х.


Второе рождение

Видимо, в память о тех бестолковых, опасных, но и романтичных временах руководство Роспотребнадзора в 2007 году приняло решение ввести у себя форму до боли знакомой расцветки. Теперь, когда сотрудник этого уважаемого ведомства приходит проверить, например, магазин, немедленно вспоминаются лихие наезды братков из девяностых на крышуемых ими коммерсантов.