Почему праздник пасхи каждый год по разному. Почему Пасха празднуется в разное время? Когда празднуется Пасха - как вычисляется день? Можно ли самостоятельно высчитать день Пасхи

Вопросом «почему каждый год Пасха в разное время?» рано или поздно задаётся любой христианин. Кто-то списывает это на устоявшиеся церковные традиции и перестаёт ломать голову понапрасну, а кому-то природная любознательность не даёт покоя. В чём дело? Отчего Пасха попала в разряд переходящих праздников, ведь Христос воскрес в конкретный день? Попробуем разобраться.


Как высчитывают дату Светлого праздника?

Чтобы ответить, почему Пасха в разное время выпадает то на начало апреля, то на конец, а то и на май, придётся, во-первых, обратиться к истории. А во-вторых, перелистать несколько календарей: иудейский, юлианский, григорианский… Главное, не запутаться!

Определяя дату важнейшего в христианском мире праздника, Церковь ориентируется на три пункта.

1. Весеннее равноденствие.

Именно с ним, а не с 1 марта, как толкуют сухие официальные календари, в мир приходит весна, а природа просыпается от зимней спячки и словно воскресает из-под снега. Логично, что и Пасху, праздник Воскрешения и Обновления жизни, было решено отмечать после этой даты, а не до, пока земля скована морозом.

Ликование пробудившейся природы подчёркивает радостный настрой праздника

2. Первое полнолуние после равноденствия.

А это отсылка к солнечно-лунному иудейскому календарю, который, к слову, в Израиле до сих пор в ходу. В нём фазы Луны чётко привязаны к определённым датам и не имеют привычки «плавать» по календарной сетке, как это происходит у нас. Оттого и ныне, и 2000 лет назад иудейская Пасха – праздник в честь освобождения из египетского плена – начиналась в 14 день месяца нисана и всегда совпадала с полнолунием. Поскольку Христос был распят во время этого праздника и воскрес спустя три дня, Церковь старается не нарушать исторический ход событий: сперва полнолуние, затем Воскрешение.

Иудейская Пасха – Песах – длится семь дней, как и пасхальная неделя христиан.

3. День недели.

По традиции, светлый праздник должен выпадать на воскресенье. Если же первое полнолуние после равноденствия совпадает с воскресным днём, торжественную дату переносят ещё на седмицу.

Вот почему Пасха празднуется в разное время, ведь полнолуния не имеют твёрдо обозначенного места в календаре, которым мы с вами пользуемся, и оттого регулярно сдвигают в ту или иную сторону все связанные с ними даты.

На соборах решались важнейшие религиозные вопросы

Данный порядок вычисления был установлен Никейским собором 325 года, дабы внести ясность в вопрос о дате празднования Пасхи (некоторые по старинке отмечали её в день распятия Христа, как память о жертве Спасителя). А в 4-8 веках появилась Вечная Пасхалия, методика расчёта нужных дат, охватывающая период в целых 532 года. Ею и по сию пору пользуется Православная церковь. Хотя, надо признать, эти расчёты не совсем безупречны…

Две Церкви, два календаря

Такое положение дел сохранялось вплоть до раскола единой Христианской церкви на Православную и Католическую в 1054 году и ещё более 500 лет после. Однако, со временем выяснилось, что принятый на Никейском соборе Юлианский календарь не согласован с реальными астрономическим данными. Каждые 128 лет он «терял» 24 часа, отставая от показаний небесных светил. К 1500 году погрешность составила уже 13 суток. Почти две недели!

Решив навести порядок в летоисчислении, в 1582 году папа Григорий 13-й ввёл в обращение новый календарь, названный Лилианским по имени Алоиза Лилиуса, советника главы римской церкви. Название не прижилось – нынче мы знаем календарь как Григорианский – а вот новая система оказалась востребована.

Так ли важна точная дата? Ведь смысл праздника главнее!

Православная же Церковь решила не изменять традициям, оставшись верной старому, одобренному Никейским собором календарю. А у христиан всего мира появился повод уже для двух вопросов: почему Пасха всегда в разное время и почему дата её празднования не совпадает у приверженцев двух вероучений, почитающих одного Бога?

Заметим, что и у того, и у другого способа летоисчисления есть достоинства и недостатки. Так, Григорианский календарь не имеет значимых расхождений с данными астрономов. Зато Пасха, согласно его выкладкам, часто совпадает с иудейским праздником или предваряет его. А это уже противоречит логике: Воскресение не может быть раньше Распятия.

Юлианский или Православный календарь такими казусами не грешит, зато проигрывает Григорианскому в пунктуальности. Увы, 13 «потерянных» суток со счетов не сбросишь! С другой стороны, благодатный Вифлеемский огонь сходит на землю перед православной Пасхой и по молитвам православного Патриарха. Стало быть, не так ошибочны эти расчёты?

Пусть праздник несёт радость каждому вне зависимости от календарей!

Видео: Церковный календарь

Почему Пасха каждый раз в разное время и как это объясняется исторически? Маленькое пояснение от телекомпании Глас.

Верующие люди свято чтят все церковные праздники и стараются соблюдать обычаи и традиции, которые их касаются. Среди таких важных праздников православия можно выделить Пасху, которая считается чуть ли не самым великим и значимым событием для всего православного народа!

Отмечают Пасху, безусловно, в каждом доме. Празднование проходит везде, в принципе, одинаково, и люди с детства узнают традиции и обряды, которые положено соблюдать в пасхальные дни. Только одно о Пасхе знает не каждый – почему празднование каждый год проходит в разное время, от чего зависит дата Пасхи и почему она постоянно меняется?!

Почему дата Пасхи ежегодно изменяется?

Изначально празднование Пасхи было приурочено к воскрешению самого Иисуса Христа. Событие стало очень важным и значимым в церковном календаре. В древности люди не имели календарей, подобным нашим и строго рассчитывали день празднования, согласно перемещению главных святил – Солнца и Луны. Сегодня ничего не изменилось в этом плане, и священнослужители по-прежнему ориентируются по спутнику нашей планеты и самой «горячей» звезде!

Традиционно день недели, в который начинается Пасха выпадает на воскресение. Только вот месяц и, конечно же, число никогда нельзя предугадать, так как они высчитываются по определенной схеме, которую знает лишь определенный круг лиц.

Как узнают дату Пасхи?

Чтобы рассчитать, когда в тот или иной год случится столь грандиозное событие как Пасха, необходимо выяснить, на какой день выпадает первое воскресение, которое станет последователем самого первого полнолуния, наступающего сразу за весенним равноденствием. Именно в этот день взаиморасположение Солнца и Луны особенное и попадают они в него только на пасхальный праздник, дата которого может варьироваться в пределах между 22 марта и 25 апрелем, согласно юлианского календаря. Если же смотреть григорианский календарь, то этот период выпадает исключительно на интервал с 7 апреля по 8 мая. Обратите внимание, что Пасха всегда празднуется весной, когда после зимы расцветает и просыпается все живое!

Пасхальный период был установлен еще в 325 году собранием вселенского собора в Никее, а до этого празднование проходило в день полнолуния именно в марте месяце. Да и трактовку этот праздник имел несколько другую, она была связана не Иисусом Христом, а с историей рабства иудейского народа, вернее освобождением от него.

Можно ли самостоятельно высчитать день Пасхи?

Современному человеку вполне можно высчитывать дату праздника самостоятельно! Для того чтобы этот нелегкий процесс был доступен каждому желающему, сегодня разработаны незатейливые таблицы – их называют «пасхалии», которые путем элементарных действий позволяют выполнить все расчёты!

Также легко вычисляются и другие не менее важные чем Пасха праздники православия. Это и Пятидесятница, и Троица. Хотя те, кто более смышлен от природы, может попросту заглянуть в астрономический календарь, и определиться с датой Пасхи, лишь узнав, когда начинается фаза полнолуния, отсчитывая с 21 марта!

Пожалуй, самый популярный вопрос о христианских праздниках связан с тем, почему же Пасха празднуется каждый год в разные дни. В пример очень часто приводят Рождество, которое отмечается в строго определенный день – 25 декабря и 7 января. А вот с Пасхой и правда возникает, на первый взгляд, довольно странная ситуация.

А на самом деле причина очень проста. Связана она с различием между лунным и солнечным календарями.

Удивительно, но на самом деле Пасха всегда отмечается в один и тот же день. Правда, не по солнечному (обычному), а по лунному календарю. Здесь нужно оговориться, что календарей существует огромное множество – еврейский, Юлианский, Григорианский (по нему живет большинство стран, в том числе Россия) и многие другие. В основе отсчета года лежит движение Земли вокруг Солнца: 1 оборот равен 1 году.

А вот с отсчетом месяца все гораздо сложнее. Вообще Луна проходит весь свой цикл от новолуния до полнолуния за 27-29 суток. Но такому идеальному месяцу отчасти соответствует только февраль, да и то за исключением високосных лет.

Вот и получается, что между солнечным и лунным календарем постоянно есть несоответствие, и ничего с этим не поделаешь: светила всегда будут двигаться по законам физики, а не календарных расчетов. В результате получается такая картина:

  1. Солнечный год – это 365 дней и почти 6 часов. Он состоит из 12 месяцев, каждый из которых чуть больше лунного (28, 30 или 31 день).
  2. Лунный год – это классические 12 месяцев, каждый из которых составляет 27-29 суток. За год в общей сложности Луна пройдет 12 циклов обновления, что составит только 354 дня.

Таким образом, лунный год всегда меньше солнечного. И это объясняет, почему Пасха каждый год в разные числа.

Отмечается она только в воскресенье, сразу после первого весеннего полнолуния. Причем весна согласно христианской традиции наступает не 1, а 20 марта – в день равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинаковы (по 12 часов).

Эта дата одинакова в любой год. Но тогда почему Пасха празднуется в разные дни? Дело в том, что первое полнолуние наступает то буквально на следующий день после 20 марта, то спустя 2-3 недели после него.

Вот поэтому дата торжества постоянно меняется: не бывает даже 2 лет подряд, чтобы она оставалась одной и то же. Прибавим к этому еще и то обстоятельство, что Пасха отмечается только в воскресенье.

Например, в 2018 году она отмечалась 8 апреля. А ведь даже если взять в расчет то же самое воскресенье в следующем году, оно уже придется на 7 апреля, потому что каждый год даты сдвигаются на 1 пункт (а в високосный год после февраля сразу на 2 позиции).

Например, если вы в этом году отмечали свой день рождения в пятницу, можете радоваться – в будущем году оно состоится в субботу. А вот еще через год (после високосного) – увы, в понедельник.

Почему Пасха в разное время каждый год: причем тут первое полнолуние

Действительно – то, что праздник постоянно празднуется в разное время, совсем не объясняет связи с первым весенним полнолунием. Для этого нам можно обратиться к современным источникам (например, заглянуть в Википедию).

А еще нужно отмотать время почти на 2000 лет назад – очутиться в эпохе жизни Христа, а точнее – его героической смерти. Дело в том, что умер Спаситель в пятницу, а когда он воскрес, в Израиле случился главный праздник еврейского народа – .

Созвучие этого слова с Пасхой отнюдь не случайно: собственно, отсюда и пошло название любимого христианского торжества. Эта дата имеет священное значение для евреев, ведь именно в этот день Моисей начал выводить народ из египетского рабства.

Исход оказался удачным – в результате долгих испытаний евреи все же нашли свою обетованную землю. Сегодня мы называем ее Израиль. Впрочем, не только сегодня – название государства не менялось уже несколько тысячелетий.

Сам праздник Песаха отмечается в день 14 нисана – этот месяц еврейского календаря как раз соответствует нашим марту и апрелю. Его празднуют именно в первое весеннее полнолуние.

Считается, что это невероятно древняя традиция, которая, возможно, восходит даже к более далекому времени, чем эпоха Моисея. Первое полнолуние – своеобразная точка отсчета, которая окончательно знаменует приход весны.


А что такое весна для древнего человека? Это, без преувеличения, сама жизнь. Начинается посевная пора, увеличивается продолжительность дня, становится все теплее и теплее, в лесах, наконец, поспевают первые ягоды и другие плоды. Возможно, именно поэтому Пасха мало кого оставляет равнодушным – даже людей, далеких от христианской религии.

Почему Пасха отмечается в разные дни: комментарий священника

В православии Пасху называют переходящим праздником. Это означает, что дата ее меняется каждый год, ведь первое полнолуние выпадает то на одно, то на другое время. К слову сказать, к переходящим (или скользящим, подвижным) праздникам относятся также такие православные даты, как Дни памяти святых, соборов святых и некоторые другие.

Интересно, что и в народе есть свои переходящие праздники – вот, например, попробуйте назвать точную дату Пасхи. Да и многие профессиональные дни (архитектора, шахтера, ветеринара и др.) отмечаются в первое/второе и т.п. воскресенье месяца. Так что аналогий из обычной жизни более, чем достаточно.

Священники неоднократно указывают на то, что никакой путаницы в этом явлении нет. Да, понятно, почему Пасха – праздник переходящий – просто отмечается она всегда в разное время.


И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ответ на рассмотренный вопрос можно увидеть и здесь.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.

Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.

Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.

Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.

Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.

Соответствующие комментарии дают и представители церкви:









Интересно, что почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты – христиане по всему миру отмечают торжество вместе. В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл.

Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря. С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.

Будучи великой «почемучкой», стараюсь интересоваться всем на свете: приятно знать то, о чём другие не подозревают или не задумываются. Увлеклась православной тематикой, даже несколько раз побывала в церкви, чтобы поглубже вникнуть в суть. Пообщавшись с отцом Николаем, нашла ответ на один животрепещущий вопрос: почему Пасха каждый год в разные дни, и с удовольствием поделюсь с вами информацией.

Что мы знаем о Светлом Воскресении Христовом, кроме того, что именно такое название носит Пасха, празднование которой приходится всегда на воскресенье, но разные даты? Пасха считается одним из основных переходящих событий православного календаря, одновременно привязанным к невероятно сложному лунно-солнечному исчислению, принятому среди еврейского народа.

Пасха: преобразование даты, прошедшее через столетия

Современное исчисление времени строго ограничивает рамки возможного празднования переходящей Пасхи: в православии 4.04 – 8.05 по новому стилю и по старому 22.03 – 25.04 (с разницей в 13 дней между юлианским и григорианским стилями) для римо-католиков, иудеев и большинства протестантов.

Пасха иудеев в нынешние времена проводится в день первой полной Луны после равноденствия. Примечательно, что дата определяется по юлианскому календарю.. Христиане празднуют Воскресение Господне в день после иудеев (однако, если 21 марта оказалось воскресеньем, да ещё и с полнолунием, Пасху следует назначить на 28 марта).

Как правило, день первой полной Луны приходится на промежуток с 21.03 по 18.04. Однако в случае совпадения полнолуния, воскресенья и даты 18 апреля, христианам придётся отмечать праздник только через неделю – 25 число, поскольку библейская хронология и церковные правила требуют проведения иудейской Пасхи раньше Воскресения Христового.

Как по мне, всё это очень заморочено, однако правила устанавливаются Церковью, и не мне о них судить.

Дата Пасхи: как вычислить

Послушав немного путанный рассказ священника, пришла к выводу, что определение даты православной Пасхи – задача весьма непростая, сама пробовать не стала, но теорию сейчас расскажу.

Чередование дат Светлого Воскресения Христова связано с непростыми моментами согласования датирования по солнечному и лунному календарям, поэтому промежуток с 4.04 по 8.05 подчиняется ряду законов.

Минимальное количество лет, за которое Пасха принимает все возможные временные позиции, — 532. Этот массив называют Великим индиктионом, по прошествии которого число и месяц Пасхи будет чередоваться, так сказать, «по накатанной», в том же порядке, поэтому если в вашем распоряжении есть полностью рассчитанная Пасхалия, следить за ходом дальнейших изменений не составит труда.

Для тех, кому лень просчитывать такой огромный пласт дат, предлагаю воспользоваться формулой Карла Гаусса, выведенной в 19 веке. Что и как делать, показано на рисунке.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!