Признать фактические брачные отношения. Фактические брачные отношения юридическое значение. Юридическое значение фактических брачных отношений

Законодательство большинства государств признает лишь брак, оформленный в установленном порядке, т.е. зарегистрированный в наделенных соответствующими полномочиями государственных или муниципальных органах либо совершенный по определенному религиозному обряду, если законы данной страны приравнивают религиозный брак к зарегистрированному светскому.

Одним из основных принципов действующего семейного законодательства РФ является признание лишь брака, заключенного в органах ЗАГС (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 СК РФ). По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает права и обязанности, которые предусмотрены семейным законодательством для супругов.

Исключением является правило, установленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов".

В истории отечественного семейного права был период когда фактическим бракам придавалось юридическое значение. Фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака в период действия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. и до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"", которым фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 08.07.1944. Если же такая регистрация оказывалась невозможной в связи с тем, что один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (ее) супругом (супругой) умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Если первоначально возможность судебного признания фактических брачных отношений допускалась только в отношении лиц, погибших или пропавших без вести на фронте, то в дальнейшем судебная практика пошла по пути расширительного толкования Указа, распространив его действие и па отношения, когда смерть или пропажа одного из супругов произошла хотя и после войны, но фактические брачные отношения, возникшие до 08.07.1944, продолжались до момента смерти супруга, и объективные обстоятельства (тяжкая болезнь и другие обстоятельства, препятствовавшие регистрации брака) не дали возможности супругам впоследствии зарегистрировать брак.

Следует отметить, что в Указе от 10.11.1944 не был установлен срок для обращения пережившего фактического супруга в суд с заявлением о признании его (ее) на основании ранее действовавшего законодательства супругом (супругой) умершего или пропавшего без вести на фронте. Поэтому обращение в сул с таким заявлением возможно и в наше время. И хотя лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, возникших до 08.07.1944, остается все меньше и меньше, необходимость юридического признания таких отношений полностью не снимается.

Таким образом, в настоящее время фактические брачные отношения лиц, одно из которых умерло или пропало без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, могут быть приравнены к зарегистрированному браку.

В постановлении Пленума ВС РФ от 05.11.1998 № ^разъясняется, что поскольку в соответствии с законодательством, действовавшим до издания Указа от 08.07.1944, незарегистрированный брак имел те же правовые последствия, что и зарегистрированный, на имущество, приобретенное совместно лицами, состоявшими в семейных отношениях без регистрации брака, до вступления в силу Указа, распространяется режим обшей совместной собственности супругов. Исходя из п. 6 ст. 169 СК РФ при разрешении спора о разделе такого имущества необходимо руководствоваться правилами, установленными ст. 34-37 СК РФ.

В остальных случаях фактические брачные отношения не могут регулироваться семейным законодательством. Имущественные отношения фактических супругов могут регулироваться только нормами гражданского законодательства об обшей долевой собственности, что подчеркивалось неоднократно в постановлениях высших судебных органов.

Однако в ряде случаях на имущество фактических супругов может распространяться режим обшей совместной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 244 ГК РФ образование совместной собственности на имущество возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Кроме СК РФ возникновение совместной собственности предусматривают и другие законы. Так, в первоначальной редакции ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения могли передаваться в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии с изменениями, внесенными в данный Закон 15.05.2001, жилые помещения, передаваемые в порядке приватизации, могут принадлежать проживающим в них лицам только на праве общей долевой собственности, за исключением супругов, которым жилое помещение передается в совместную собственность. Таким образом, в течение 10 лет приватизационное жилищное законодательство допускало возможность возникновения совместной собственности и у лиц, не состоящих в зарегистрированном браке.

У фактических супругов общая совместная собственность может возникнуть также на некоторые другие виды имущества, если они входят в состав крестьянского (фермерского) хозяйства либо на имущество общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов ею членов, если фактические супруги являются членами одного такого товарищества . Отношения фактических супругов по поводу такого имущества подлежат регулированию не семейно-правовыми, а гражданско-правовыми нормами о совместной собственности.

  • См.: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
  • См.: Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Относится к особой разновидности предпосылок возникновения тех или иных правоотношений - к фактическим состояниям (наряду с фактическим воспитанием ребенка, фактическим разводом и т.д.) и более других подвергнут в настоящее время правовой дискриминации. Она начинается в терминологическом поле и заканчивается в пространстве правовых последствий.

Условность термина "фактический брак" производна от нормативного постулата п. 2 ст. 10 СК РФ: при отсутствии акта регистрации соответствующего союза мужчины и женщины брака вообще нет. Это разновидность внебрачных союзов, которые классифицируются на основе различных критериев. По субъективным признакам они есть союзы лиц разного пола, определенного возраста и гражданского состояния. Союзы лиц одного пола, разумеется, имеют место. Их общественна оценка весьма изменчива, а современная до конца не сформировалась. С точки зрения публичности внебрачные союзы могут быть анонимными и неанонимными. По признакам продолжительности: случайные (однократные или краткосрочные) половые связи, без стремления к их продолжению и закреплению - временные и устойчивые - конкубинат.

Первой формой ФБ является парный брак. Эта посылка, конечно, условна, так как он же был единственной формой индивидуального союза мужчин и женщины, породившего далее парную семью. Второй исторической формой являлся римский конкубинат и его мировые аналоги. Третьей - собственно фактический брак, или сожительство (устар.), или фактическое супружество.

Таким образом, ФБ есть союз мужчины и женщины, характеризующийся устойчивым, длительным совместным проживанием, ведением общего хозяйства, организацией досуга, а при наличии детей - родительской заботой о них, т.е. поддержанием семейных отношений. Значит, главное - нахождение лиц в отношениях, характерных для супругов, в неюридическом контексте - тождественных.

В литературе высказана и иная точка зрения о его существе. Так, А.П. Сергеев пишет: ФБ именуются отношения между состоящими в них лицами, удовлетворяющие всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в установленном законом порядке. Это не совсем так. В данном союзе условия могут не соблюдаться.

В КЗоБСО РСФСР 1926г. данное явление получило правовое признание. Это не вело к полному отождествлению правовых последствий состояния в ФБ с браком зарегистрированным, однако общность имущества и право на алименты возникали. Неизбежно следовала и упрощенная фиксация отцовства. Факт ФБ в случае семейно-правовой конфликтности устанавливался судом.

Указом Пленума Верховного Суда СССР от 08.07.1944г. фактическое супружество было объявлено незаконным. Основной принцип, заложенный этим Указом, - признание государством только зарегистрированного брака - является и теперь основополагающим для отечественного семейного права. Аргументы: 1. Усиление значения семьи в социалистическом обществе, укрепление её устойчивости и прочности должны были найти свое выражение в установлении обязательного участия гос. власти в деле заключения брачного союза. 2. ФБ мешали государству и потому, что наносили материальный ущерб законной семье: имущество распылялось вследствие судебного решения, вызванного легкомысленным поведением главы семьи; доказывание внебрачного отцовства осуществлялось с легкостью. Позиция спорная: 1) интересы внебрачного ребенка и его матери игнорируются (они что - правонарушители?); 2) поведение главы (!) законного семейства нежно именуется "легкомысленным"; трудности установления истины по делу (коих немало и сейчас) перекладываются с "могучих плеч" третьей власти - правосудия - на хрупкие плечи женщины, подарившей обществу новую жизнь.

Таким образом, основополагающий принцип браного права о признании лишь зарегистрированного брака давно пора подвергнуть здоровому сомнению, хотя и нельзя сказать, что этого не делалось ранее.

Итак, с внешней стороны ФБ отличается от "законного" лишь актом гос. регистрации. Существо обоих явлений от этого не меняется. Можно провести аналогию (ГК РФ): "гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность" без соответствующей регистрации, "не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". ФБ есть объективная реальность. Точное количество таких союзов установить невозможно - примерное же определяется при переписи населения: женщин, состоящих в браке, всегда больше, чем мужчин (этот зазор в основном и составляют фактические супружества, в которых женщина полагает себя находящейся в браке, а мужчина - свободным).

Если двигаться в направлении признания явления ФБ, то, видимо, требования к нему должны в основном коррелировать с требованиями, предъявляемыми к "законному" браку, кроме признака регистрации и необязательности совместного проживания: оба они подрывают самое существо фактического супружества. Это значит, что возраст, близкое родство, отношения усыновления, состояние в другом (зарегистрированном ли, фактическом ли) браке, неанонимность (публичность) союза - условия для признания судом факта ФБ, если к таковой возможности мы в принципе вернемся.

Несколько сложнее с условиями дееспособности и фактами сокрытия заболеваний, предусмотренных правилами СК РФ. Как и в случае несоблюдения требования о брачном возрасте (для "законного" брака), определение значения данных фактов следует оставить на усмотрение суда. Да и в целом, применительно к правовому признанию судом факта ФБ, логично и справедливо ипользовать аналогии норм СК РФ о санации и об отказе в санации "недействительного брака" и льготах для добросовестной стороны после признани брака недействительным.

Итоги. ФБ есть вид семейного союза. Если его существо соответствует существу "законного" брака, в том числе в плане основных условий действительности последнего (разумеется, не в жестком варианте - с правом суда применить ситуационное усмотрение), он заслуживает правового признания посредством: 1) установления факта ФБ в порядке особого производства гражданского процесса; 2) распространения на него регулятивных семейно-правовых норм о законном и договороном режиме имущества, нажитого в браке, соглашении о предоставлении материального содержания, соответствующих жилищных и социальных прав; получения охранительно-правовых возможностей защиты своих интересов, вытекающих из фактического супружества; 4) приобретения статуса "пережившего супруга" в отношениях наследования.

Уважение же обществом позиции фактических супругов, не желающих вмешательства государства в их личную жизнь, в этом случае отнюдь не утрачивается, так как обращение к правовому механизму будет строиться исключительно на диспозитивной основе. Семейное право лишь предоставит субъектам данного семейного союза гипотетическую возможность воспользоваться благом и силой своих норм - о переводе гипотезы в диспозицию примут решение фактические супруги совместно или каждый из них в отдельности.

Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями "гражданский брак", "фактические брачные отношения" и "сожительство". Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения.

В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.

Гражданский брак

Для понимания смысла, который вложен в термин "гражданский брак", надо учитывать, что:

    его употребляли в России как противопоставление церковному браку, поскольку условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались церковью;

    до декабря 1917 года оформление брака происходило в церкви по установленным правилам;

    именно церковный брак признавался единственно законным и имел юридические последствия (включая то, что церковный брак нерасторжим);

    в процессе отделения церкви от государства государство присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Именно поэтому брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного (религиозного);

    с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 года и "О расторжении брака" от 19 декабря 1917 года гражданский брак стал единственно признаваемой в России формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года определял: "Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком".

Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви . В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.

Фактические брачные отношения

Термин "фактические брачные отношения" был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях , если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни .

Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.

Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака "настоящим" – со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:

    только в случае смерти одного или обоих супругов;

    только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 года по 8 июля 1944 года;

    только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;

    никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до смерти не состоял в другом браке.

Сожительство

Сожительство - cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении .

Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе.

Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.

Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.

Гостевой и виртуальный брак

Гостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска .

Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах . Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.

Юридические последствия незарегистрированного брака

В отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:

  • Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства).

    Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» .

    Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.

    Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака .

    Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

    Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

    В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

    Освящение брака, совершенное - по ошибке или злоумышленно - при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.

    Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов» .

    В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема.
    При благословении супругов, много лет проживших вместе и не венчанных в Церкви, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих » .

    II. Брак с инославными и иноверными

    Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.

    Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» .

    В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).

    Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» .

    III. Прекращение брака

    Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: « Что Бог сочетал, того человек да не разлучает » (Мф. 19, 6).

    В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.

    В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

    • отпадение одного из супругов от Православия;
    • прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
    • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
    • монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
    • неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
    • заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
    • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
    • злонамеренное оставление одного супруга другим;
    • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
    • посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
    • неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.

    При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.

    Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.

    По исследовании вопроса епархиальный архиерей выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

    Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    О кровном родстве и свойстве

    В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:

    • во второй степени - братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
    • в третьей степени - дяди и тети с племянниками и племянницами;
    • в четвертой степени -
      • двоюродные братья и сестры между собой;
      • двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянницами и племянницами (то есть с внуками или внучками своих братьев или сестер).

    В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях) :

    • в пятой степени -
      • данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с правнуками и правнучками своих братьев или сестер;
    • в шестой степени -
      • троюродные братья и сестры между собой;
      • данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер;
    • в седьмой степени -
      • данное лицо с детьми своих троюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с правнуками и правнучками своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с прапраправнуками и прапраправнучками своих братьев или сестер.

    В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:

    • в первой степени - супруг и родители другого супруга;
    • во второй степени -
      • супруг и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
      • родители мужа и родители жены между собой;
    • в третьей степени -
      • супруг и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга;
      • родители одного супруга и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
    • в четвертой степени -
      • супруг и прапрадеды, прапрабабушки, двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры, внучатые племянники и племянницы другого супруга;
      • родители одного супруга и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга.

    В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:

    • в первой степени - отчим и мачеха с пасынками и падчерицами;
    • во второй степени -
      • данное лицо с пасынками и падчерицами сына или дочери;
      • сводные братья и сестры;
    • в третьей степени -
      • данное лицо с пасынками и падчерицами внуков или внучек;
      • данное лицо с детьми своих сводных братьев и сестер;
    • в четвертой степени -
      • данное лицо с пасынками и падчерицами правнуков или правнучек;
      • данное лицо с внуками своих сводных братьев и сестер;
      • дети сводных братьев и сестер между собой.

    В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:

    • отчим и жена его пасынка; мачеха и муж ее падчерицы;
    • муж и свекровь его жены от другого её брака; жена и тесть её мужа от другого его брака.

    1 - "Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» (Об участии верных в Евхаристии, V)

    2 - См. документ « . II, 2

    3 - Срав. документ « О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» . II, 1

    4 - В кровном родстве по прямой линии состоят родители и их дети, дедушки и бабушки с внуками

    5 - Пояснения относительно степеней кровного родства в боковой линии см. в приложении к настоящему документу

    6 - Отношения свойства возникают из брачного союза представителей двух родов: между супругом и родственниками другого супруга и между родственниками супругов

    7 - Пояснения относительно степеней свойства см. в приложении к настоящему документу

    8 - Укaзом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей

    9 - См. также раздел III настоящего документа

    10 - Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п.10

    12 - Основы социальной концепции , Х.2

    13 - Основы социальной концепции , Х.2

    14 - «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви , глава XV, 19 (г))

Юридические аспекты

Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся юридически не везде и не всегда. В СССР признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ , незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей , рождённых в браке , не отличаются от прав детей, рождённых вне брака . Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината .

Моральная оценка

Религиозный взгляд

Современные оценки в светском обществе

В современном западном и российском обществах, несмотря на ряд связанных с сожительством юридических проблем, оно получает всё большее распространение и, соответственно, общественное признание. Однако при этом существуют довольно выраженные градации, отражаемые партнёрами в том, как они называют свой союз. Обычно те, кто считают его долговременным и прочным, применяют (терминологически неверно) словосочетание «гражданский брак », а партнёра называют супругом . В использовании этой терминологии усматривается потребность в психологической компенсации, требуемой из-за подчас скрываемого осознания неполноценности такого «брака» по сравнению с официальным. В ряде случаев при общении с кругом знакомых такими «супругами» излагаются либертарианские взгляды о невмешательстве государства в вопросы, связанные с личной жизнью.

Бытовые стороны

Бытовые трудности в сожительстве связаны с тем, что нежелание узаконить отношения зачастую связано с нежеланием партнёров брать на себя обязательства, которые обычно сопровождают создание семьи. В связи с этим, в соответствии с диалектическим единством прав и обязанностей, «супруги» не могут вполне опираться друг на друга, особенно в вопросах, связанных с детьми и имущественными отношениями. Это приводит к большей неустойчивости фактического брака по отношению к официальному , что подтверждается социологической статистикой.

Решение юридических проблем

Поскольку в «фактическом браке» приобретаемое имущество не является по умолчанию совместным, как в официальном браке, фактическим супругам стоит учитывать этот факт. Например, оформлять в совместную (долевую) собственность приобретенное имущество (автомобиль, квартиру и т. д.); в противном случае, собственником будет титульный владелец (лицо на которое оформлен тот или иной объект прав).

См. также

  • Пробный брак - временное сожительство, в целях выяснения совместимости, либо с последующей регистрацией либо расставанием.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фактические брачные отношения" в других словарях:

    Эту страницу предлагается переименовать в Сожительство, Незарегистрированный брак или Фактические брачные отношения. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 июня 2012. Возможно, её текущее название не… … Википедия

    Надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Существуют три основные теории, объясняющие природу Б.: Б. как таинство, договорная теория и теория Б. как специфического правового… … Энциклопедия юриста

    Туркменистан - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго западе Средней Азии. Территория 488 тыс. кв.км. Столица г.… …

    Кыргызстан - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на северо востоке Средней Азии. Территория 198,5 тыс. кв.км.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    Изменение договора социального найма - Граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем либо из них одного договора социального найма всех… … Жилищная энциклопедия

    - (правовое положение) лица, состоящие в Браке, муж и жена. По советскому закону права и обязанности С. порождает брак, зарегистрированный органами записи актов гражданского состояния (загсами). Браки, заключённые до образования или… … Большая советская энциклопедия

    Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. - принят ВЦИК 19.11.1926 г. Состоял из 4 х разделов и 143 статей. Приравнял фактические брачные отношения к зарегистрированному браку, установил единый минимальный возраст брачующихся, определил условия регистрации брака. Кодекс установил равные… … Краткий словарь историко-правовых терминов

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

    ФАКТИЧЕСКИЙ, ая, ое. Отражающий действительное состояние чего н., соответствующий фактам. Фактические данные. Фактическое положение дел. Фактически (нареч.) он руководитель всей работы. Ф. брак (официально не зарегистрированные брачные отношения) … Толковый словарь Ожегова

    Легализация однополых союзов в Европе … Википедия

Признание брачных отношений через суд — очень трудная задача и судебная практика по таким делам в целом отрицательная. Почему? Потому что Семейный кодекс регулирует режим совместной собственности исключительно лиц, состоящих в браке.

Нет в законе таких понятий, как «фактические брачные отношения » или «гражданский брак». Закон не устанавливает прав или обязанностей для людей (сожителей), чья отношения не зарегистрированы. Соответственно, поделить совместное имущество нельзя, ибо такого попросту нет (а потребность признать сожительство браком возникает, когда одна из сторон хочет поделить имущество ).

Как доказать факт брачных отношений?

Положительную судебную практику по признанию фактического сожительства браком — можно по пальцам пересчитать, искать придется долго. Одно из таких решений хочу разместить в своем блоге ( решение).

Что судья принял в качестве доказательства брачных отношений?

Подробный перечень приобретенного в период совместной жизни имущества, показания свидетелей, которых было опрошено довольно много. А также информацию со страницы социальной сети, на которой в графе «семейное положение» указано «женат» (кто бы подумал, что такая информация может стать доказательством семейной жизни в суде?).

Показания свидетелей другой стороны, утверждавших обратное, суд не принял во внимание — что конечно странно.

Как видно, перспектива по признанию сожительства браком появляется, если отношения были длительными , есть ребенок, воспитатели детского сада или учителя в школе подтвердят в суде, что ребенка забирали и мама и папа, в наличии совместные фото, поездки на отдых, совместные траты, покупка имущества — все что угодно, главное — совместное и при свидетелях. Все указанное мною — не прямые доказательства, поэтому однозначно говорить о их силе для суда нельзя. Чем больше доказательств «совместного» — тем больше шансов доказать суду фактически сложившиеся брачные отношения.